Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Замерова О. Экзистенциальный аспект ранней лирики Б. Пастернака

Журнал RELGA  №5 [185] 01.04.2009

Ольга Замерова

Экзистенциальный аспект ранней лирики Б. Пастернака

Поскольку Бориса Пастернака по праву называют певцом материальной жизни, поэтом торжествующей телесности, пространственно-временной код данных им «определений» души, кроме религиозного смысла, заключает в себе и смысл экзистенциальный.
Душа - одна из важнейших категориальных составляющих его ранней лирики и поэтического мира в целом. Пути спецификации этого понятия интересны тем, что всегда выводят за пределы умозрения: «Здесь пресеклись рельсы городских трамваев. / Дальше служат сосны. Дальше им нельзя. / Дальше - воскресенье». Тем не менее, художественное воплощение концепта «прочитывается» (находит свои телесные и речевые образы) в его метафорической системе. Нас будет интересовать, каковы способы репрезентации данного концепта в ранних поэтических текстах Пастернака.

Известны четыре стихотворения, в названиях которых душа воспроизведена как субъект и объект лирического переживания: «Душа» (1915); «Определение души» (1917); «Голос души» (1920); «Душа» (1956). Такого рода работа с концептом продолжилась в составе разного рода автоцитат на страницах книги «Сестра моя - жизнь». Это показывает и группировка материала (по первой строке одного из стихотворений - «Попытка душу разлучить» - назван один из разделов книги), и инварианты подачи темы. Стихотворение «Мучкап», открывающее цикл «Попытка душу разлучить», начинается строчками: «Душа - душна и даль табачного / Такого же, как мысли цвета». С метафорой-каламбуром «душная душа» паронимически связаны названия стихотворений: «Душная ночь», «Еще более душный рассвет». Располагаясь в непосредственной близости с текстом стихотворения «Мучкап», они тоже читаются как стихотворения о душе.

Обратим внимание на индивидуальный пространственно-временной код концепта душа в названных стихотворениях. В стихотворении «Душа» (1915), включенном в сборник «Поверх барьеров», пространство принудительно ограничено: его метафорой является не названное слово «тюрьма» - по ассоциации с известным живописным полотном («Ты бьешься, как билась княжна Тараканова...»). Тот же расклад составляющих концепта ('душа + тюрьма') явлен в следующих стихотворных пьесах книги «Сестра моя - жизнь»: «Девочка» («Кто это, - гадает, - глаза мне рюмит / Тюремной людской дремой?»). В фоносемантическом ряду: рюмка - рюмит - трюмо отчасти смягчен трагический смысл концепта тюрьма. Его позитивные оттенки возникают в связи с концептом зеркало (как известно, начальное название стихотворения «Зеркало» - «Я сам» - касается мира души лирического субъекта).
О персонификации различных отвлеченных понятий в поэзии Пастернака в свое время писали Р. О. Якобсон и А. К. Жолковский. Последний акцентировал внимание на пространственных параметрах поэтики Пастернака и перевел из музыковедческой сферы в литературоведческую понятие «спациализация» ('опространствование'). Жолковский подчеркнул: для Пастернака «в высшей степени характерна спациализация абстрактных сущностей» [1,492]. В нашем случае мы имеем дело со спациализацией философско-религиозных смыслов категории душа.
По проложенной названными исследователями стезе идут другие ученые. Н. А. Фатеева установила зрительно-ассоциативные «очертания» концепта душа у Пастернака: «Душа существует только в концептуальной сфере и не закреплена ни за одним объектом действительности, или, точнее, может быть "вложена" в любые» [3, 61]. В качестве «вместилищ» исследовательница перечисляет концепты груша, лист, птенчик, щегол, шелк, песнь. Комбинаторная память позволила ей также установить интертекстуальные связи со словом «бьешься» в стихотворении Ф. И. Тютчева «О вещая душа моя!..». По признаку аналогии форм возникают связи концептов душа - сердце, груша - лист - сердце. Метафора «душа - лист» подчеркивает соприродность смыcлового ряда 'поэт - растение - стихи'. Значимым оказывается также и звуковое соответствие груша - грудь (3, Фатеева. 62-63). Душа семантизируется в едином смысловом поле определений творчества. Поэтому в семантической паре душа - лист ('растение') важен и аспект душа - лист ('материал, на котором пишут стихи'). Душу, озаренную божественным огнем поэзии, естественно обозначает ряд коррелятов из более поздних стихотворений, где встречаем соответствие душа - свеча [3, 77]. Метафора «душа - птица» (птенчик, щегол) восходит к семантике 'поэт - поющая птица'.

Душа в лирике Пастернака, как зеркало, отражает весь вещный мир («Мир - это ты сам»). Ряд выделенных инвариантов концепта можно продолжить так: душа-грудь-песнь-птица-дыхание-духота-запах-пыль-музыка. Эти значения нашли свои пространственные метафорические репрезентации, которые объединяются по смысловым цепочкам:
- предмет (груша, плод, лист);
- замкнутое вместилище: тюрьма ('каменный мешок'), мешок, шкаф(п);
- незамкнутые полости: лодка, дупло; (грудь в некотором смысле тоже - полость, но замкнутая);
- одежда (фуфайка);
- агегат, перемалывающий муку: мельница;
- купа насаждений: сад;
- незамкнутое пространство: степь;
- отражающий предмет: зеркало;
- водный поток и отражающая поверхность: река.
Комбинаторная память слова «душа» активизирует связи с концептуально значимыми фрагментами воздух, дыхание, духота, запах, пыль, пепел, тлен, частицы, мусор. Душа имплицитно присутствует в стихотворениях о музыке и сама способна звучать: например, стихотворение «Все утро с девяти до двух...» содержит парадигму метафор: «сад - музыка - болезнь (смерть) - духота - дыхание - запах - пыль».

Душе близко горение. Жара, сушь, духота часто гасятся водной стихией, ветром. Душа в мире Пастернака женственна, отчего возникают литературно-художественные параллели: княжна Тараканова, Офелия, Дездемона, Елена, Маргарита.
Стихотворение «Уроки английского» располагается в книге «Сестра моя - жизнь» перед циклом «Занятье философией», в котором соположены важнейшие категории поэтического мира раннего Пастернака: душа - болезнь/ смерть - поэзия / песнь - творчество - любовь / страсть. Категория «болезнь» в стихотворении «Голос души» (1920) заменена на «смерть».

Хотелось бы подчеркнуть, что смерть - один из важнейших элементов в комбинаторной памяти слова душа. Именно так она проявляет себя в строках, упоминающих о гибели княжны Таракановой или о предсмертном пении: «Когда случилось петь Дездемоне, / А жить так мало оставалось». Схожесть судеб Дездемоны и Офелии подчеркнута повтором: «Когда случилось петь Офелии, А жить так мало оставалось». Тексты роднит звуковая метафора, вырастающая из идиомы «кануть в лету»: «О, - в камне стиха, даже если ты канула / Утопленница»; С какими канула трофеями?». Душа «канула» в «стих» ('в песнь'); Офелия с «охапкой верб» - «в бассейн вселенной». Ранние прозаические отрывки Пастернака подтверждают, что верба в этом тексте - вариант концепта слово [3, 100].

Душа, канув в стих, становится песнью. В этом смысле верно замечание о том, что Пастернак трактует творчество как витальный процесс. С. Г. Исаев пишет: «Подчеркнем, речь идет не о стирании границы между физическим и духовным, а о переходе одного в другое. В этом аспекте текст становится метафорой авторского тела». Он ссылается на высказывание Пастернака: «Я не протяну и года, если в течение его не будет жить и расти это мое перевоплощение, в которое с почти физической определенностью переселились какие-то мои внутренности и частицы нервов» и напоминает о том, что «евангельская концепция творчества предполагает преобразование "неживой материи" в живую картину мироустройства» [2, 7].
Образ смерти (падающей спелой груши) в стихотворении «Определение души» (1917) строится на ассоциативных скрещениях:
- с более ранним стихотворением «Баллада» (1915): «Я - Плодовая падаль, отдавшая саду / Все счеты по службе»;
- с метафорой преждевременного старения: «Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты - его паденья час!» (М. Ю. Лермонтов, «Дума»).
Что касается опосредующей роли тютческого «О, вещая душа моя...», то глагол «биться» в строке «Что ты бьешься, о шелк мой застенчивый?» отзывается экзистенциальным эхом. Кроме принадлежности к сердцу ('сердце бьется'), существенны два кода:
- биться над загадкой смысла жизни. Проблематика важна для философской парадигмы книги «Сестра моя - жизнь»: «Не знаю, решена ль / Загадка зги загробной». В цикле «Занятье философией» особо выделена онтологическая перспектива Нового времени. Подобная чуме болезнь пришла к «нешатким титанам», «Но откуда? / С тучи, с поля с Клязьмы / Или с сардонической сосны?»;
- биться в предсмертных муках. Таков смысл и других строк: «Ты бьешься, как билась княжна Тараканова, / Когда февралем залило равелин».

Пограничную ситуацию (жизнь/смерть) предполагают через философскую лирику В. А. Жуковского связанные с темой двоемирия последние строки «Определения души»: «Ах, наречье смертельное "здесь" / Невдомек содроганью сращенному». Слово «содроганье» указывает границу, за которой смерть, тогда как в «Темах и вариациях» («Соловьи... заводят глаза с содроганьем»), это 'творческое, экстатическое состояние'. В ранней лирике Пастернака возможна контаминация указанных кодов: «И самки, скорей, умертвят, чем умрут / Рулады» («Импровизация», 1915). Но наречье смертельное «здесь» - антипод наречия «там».
Выясняя, насколько эта грань существенна, на наш взгляд, нельзя обойтись без других контекстов.
Лист в тексте «Определения души» имеет, кроме семантики 'душа - сердце - песнь', аллюзии на творчество Лермонтова (весьма актуальные для периода работы над книгой «Сестра моя - жизнь»). Сопоставим:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя...

Спелой грушею в бурю слететь
Об одном безраздельном листе.
Как он предан - расстался с суком!
Сумасброд - задохнется в сухом!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нашу родину буря сожгла
.

Параллели довольно прозрачны. Лист у Пастернака один; слово «Родина» с фоновыми смыслами 'родственники', 'листья' (выражаясь более общо - 'летняя жизнь растений' = 'родина листа').
Каков же смысл ‘странствия', ‘путешествия в иное'? «Грушею в бурю слететь...». Дубовый листок Лермонтова оторвался от ветки родимой, чтоб улететь в другие страны; лист Пастернака покидает родину-жизнь (сук = пространство смертельного наречия «здесь»). О возможности существовать «там» лирический субъект произносит: «И куда порываться еще нам?» Порываться, таким, образом, некуда. Означает ли это смерть, исчезновение? Здесь нам видится спор с другим лермонтовским источником - этюдом «Смерть», возможно, без прямых отсылок, в соотношении более отдаленном. Стихотворение Лермонтова рассказывает, как душа лирического героя путешествует после смерти в «новом мире»: «Не часто сердце билося, но крепко, / С болезненным каким-то содроганьем, / И тело, видя свой конец, старалось / Вновь удержать души нетерпеливой / Порывы, но товарищу былому / С досадою душа внимала...» Не «биение сердца» и «болезненное содроганье» (Пастернак), а инаковость тела и души подчеркивает Лермонтов. Тело - товарищ души только «здесь». После смерти они отчуждены друг от друга, несмотря на то, что все усилия души направлены на то, чтобы оживить тело. Скорбь души об омертвении и разложении друга-тела выглядят вполне в духе экзистенциальных картин «болезней земли» у Пастернака.

Лермонтовский этюд заканчивается ропотом души на Творца за скоротечность телесной жизни. Цикл Пастернака «Занятье философией», кроме категорий «душа» / «смерть» содержит концепты любовь, творчество. В трех заключительных его вещах происходит катарсическое синтез проблемы: что есть душа, тело, жизнь, смерть? «Мирозданье - лишь страсти разряды, / Человеческим сердцем накопленной» («Определение творчества»). Стихотворение «Наша гроза» наполнено ритуальным экстазом. Он разлит во всей природе: «Гроза, как жрец, сожгла сирень <...> В канаве бьется сто сердец <...> Даже зяблик не спешит / Стряхнуть алмазный хмель с души». Это утверждение бытия, благодарность за счастье («хмель» существования). «Куда мне радость деть мою? / В стихи, в графленую осьмину?» (аналог вопроса: «И куда порываться еще нам?»).
О сухих книжниках читаем: «У них растрескались уста / От ядов псисчего листа» (вариация на тему «Великий Инквизитор» у Достоевского). Но когда душа в камне стиха... канула (обрела неизменные очертания и вечную жизнь), алмазный хмель души, переходя в стихи, становится бессмертным. Остается уточнить еще одну деталь: идет ли при этом речь о теле? Фатеева утверждает, что Пастернак склонен к нейтрализации всех оппозиций. Иную точку зрения отстаивает Исаев на основании того, что в письме к О. М. Фрейденберг Б. Л. Пастернак рассказывал о работе над романом «Доктор Живаго». При этом было проведено взаимное уподобление творчества и витального процесса (мы уже привели цитату: «Я не протяну и года...»), «Подчеркнем, - продолжает Исаев, - речь идет не о стирании границы между физическим и духовным. А о переходе одного в другое» [2, 7].
Лирическая героиня «Заместительницы» (финальное стихотворение цикла «Занятье философией») воплощает порывистую страстность, отчаянную смелость души, преодолевающей смерть (смерч) и ограниченность пространства "здесь". Беспредельная сущность души оказывается всепобеждающей: «И только то, что тюль и ток, / Душа, кушак и в такт /Смерчу умчавшийся носок / Несут, шумя в мечтах. / Им, им - и от души смеша, / И до упаду, в лоск, на зависть мчащимся мешкам, / До слез, - до слез

Материал с сайта http://www.relga.ru/

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev