Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Мишин Иван Григорьевич

Художник  и учитель

Выставка под таким названием - в городском краеведческом музее. Она приурочена к юбилею талантливого живописца и графика, члена Союза  художников  России, одаренного педагога, ельчанина Ивана Мишина. О нем самом, об истоках его творческого вдохновения рассказывает младший научный сотрудник музея Елена Перегудова. 

Родился Иван Мишин 16 ноября в 1928 году в селе Вторая Березовка (Сабурово)  Мучкапского  района Тамбовской области в крестьянской семье. Когда мальчику было всего восемь лет, умерла его мать. В 1941 году отец ушел на фронт, и Ваню, ему тогда было всего тринадцать лет, отправили в город Куйбышев, где он жил у тети.

Совсем мальчишкой Иван Мишин работал на авиазаводе: время было военное, надо было помогать стране. Однако он продолжал заниматься рисованием. Вскоре способного паренька заметил главный  художник  завода А. П. Камков, сыгравший значительную роль в его жизни. По рекомендации Мишин становится художником-оформителем, одновременно учится в изостудии при заводском дворце культуры и в школе рабочей молодежи.

Во время службы в рядах Советской Армии участвует в работе по восстановлению города Воронежа, а затем возглавляет работу военной художественной студии.

В начале пятидесятых Мишин поступает в Елецкое художественное училище. В числе его учителей был и Виктор Сорокин. Способного студента заметили, и после выпускного Иван Григорьевич остается преподавать в родных стенах. Однако в 1957 году училище закрыли, но Мишин скоро находит работу в Елецких мастерских Липецкого художественного фонда. В это же самое время он становится постоянным участником областных и городских выставок. 

К работам начинающего художника внимательно относился наш земляк – Народный художник СССР Николай Жуков. Когда доводилось приезжать из Москвы в Елец, он непременно заходил в творческую мастерскую Ивана Мишина. По рекомендации Жукова Иван Григорьевич в 1960 году побывал в трехмесячной творческой командировке на Братской ГЭС. Впечатления грандиозной стройки дали возможность художнику создать целый ряд этюдов и зарисовок. В 1962 году в Ельце состоялась первая персональная выставка работ художника. 

Проходят годы, и как только в родном городе вновь открывается училище искусств имени Т. Хренникова, художник приходит в родные стены преподавателем рисунка. На художественном отделении он проработает до своей кончины в 2001 году.

Студенты очень любили своего педагога. Супруга живописца Зоя Владимировна Мишина рассказывает: «Когда узнали, что его больше нет, то приходили группами. Просили дать что-то на память. Я раздала его художественные принадлежности: карандаши, краски. Пусть лучше кому-то послужат, чем будут пылиться». А его ученик Евгений Миронов вспомнила, как учитель много и охотно помогал начинающим: «Несколько лет тому назад, тогда я только что начал работать на одном из городских предприятий после окончания средней школы, показал ему несколько своих этюдов. Очевидно, не все в них было совершенно, но Иван Григорьевич одобрил меня. А затем стал приглашать к себе в творческую мастерскую, брать на этюды. И сейчас, став профессиональным художником, я понял, какую кропотливую работу провел он со мной». 

Говоря о творческой манере, надо заметить, что Мишин – художник разных тем и жанров. Его кисти принадлежат портреты, пейзажи (сельский, городской, индустриальный), натюрморты. В творческом наследии портреты отличаются тщательным подбором персонажей. С особым теплом нарисованы у Ивана Григорьевича Мишина и портреты детей: «Таня» (старшая дочь, родилась в 1952 год), «Мальчик» (племянник Артур), «Сельчанка», «У окна». 

Безусловно, портреты Ивана Григорьевича всегда ориентированы на внешнее сходство с моделью, на ее индивидуальные особенности, но в них всегда присутствует в той или иной мере элемент типизации. Художник стремится в своих работах через конкретно изображаемое лицо выразить типичные черты своего времени, своей эпохи.

Творчество живописца можно назвать многоплановым. В его пейзажах всегда чувствуется лирическое настроение, в портретах – стремление к глубокому раскрытию характера человека. Для работ Мишина характерна острота восприятия, свежесть передачи, обилие света, мажорный колорит. 

Много сил и времени отдавал Иван Григорьевич и пейзажу. В городских и сельских пейзажах художник очень лиричен. Он не устает воспевать неброские картины родной природы. Это всегда работы с натуры, написанные на пленэре, простые и незатейливые по исполнению. Особенно выделяются его картины: «Снег выпал», «Оттепель», «Ночная деревня», «Майский полдень», «Опушка леса» и другие. Любимое время года в пейзажах Мишина - зима или ранняя весна.

В последние годы Иван Григорьевич охотно работал в жанре натюрморта (в основном, это изображение цветов, иногда в сочетании с фруктами). Картины просты по композиции, но всегда торжественны, праздничны, очень декоративны. 

Интересен в интерпретации «Автопортрет с золотыми шарами», включающий с элементы натюрморта. Сложная по композиции картина: на переднем плане кувшин с букетом ярких желтых цветов, начинающих увядать, на втором плане в овальном зеркале – отражение головы художника, у висков седина, взгляд полон мудрости. 

Параллель, проведенная художником, – увядающие цветы, постаревший автор – настраивает на раздумье о скоротечности жизни. Виктор Сорокин сказал однажды: «Живопись – это философия, а художник – философ. Он как бы собирает что-то от природы, от людей… И это выливается в произведения». 

На выставке многочисленные гости вспоминали, каким замечательным, добрым, открытым был этот человек. Но, к сожалению, о нем сегодня приходится говорить в прошедшем времени. Он ушел из жизни, оставив нам не только свои работы, но и тепло своей щедрой души, переданное ученикам. Вся творческая судьба Ивана Григорьевича была связана с его родным городом: в фондах музея сегодня хранится около полусотни полотен, а на выставке представлено несколько десятков картин. 

Открытие выставки прошло в теплой домашней атмосфере. Собрались члены семьи живописца, его друзья, художники. И так много искренних слов было сказано об ушедшем таланте… Запомнилось одно. Художник Анатолий Александрович Климов заметил: «Уже минуло несколько лет, как ушел из жизни Иван Григорьевич, а другого художника, равного ему по мастерству, нет. И уже видимо не будет: такого человека не заменить некем».

Милада ФЕДЮКИНА



Отрывок из статьи А. Дементьева "Искусство без тайн"

... В назначенный вечерний час оказался в частной картинной галерее самого… Виктора Митрофановича Кузубова, куда он и пригласил дочь художника Татьяну Ивановну вместе с внучкой Юлией и ее мужем Андреем. Пригласил, чтобы они вновь прикоснулись здесь к творчеству родного им человека — мастера кисти, члена Союза художников СССР Ивана Мишина. При этом сам Кузубов был в роли экскурсовода по залам... впрочем, точнее сказать, по домашним комнатам, увешанным картинами — пейзажами, натюрмортами, портретами, этюдами, жанровыми полотнами…

Но речь в первую очередь шла о работах Ивана Григорьевича, которые в галерее представлены большой экспозицией. Здесь автопортреты и портреты, картины, посвященные периоду гражданской войны и освоению целины, этюды с Братской ГЭС, где Мишин был в трехмесячной творческой командировке по рекомендации самого Николая Жукова, народного художника СССР. Тот был внимателен к творчеству земляка и хорошо его знал…

А в соседнем «зале» одна из последних работ Ивана Григорьевича — «Розы летом. 2000 г.» Через год Мишина не станет.

Виктор Митрофанович подробно рассказывал об истории картин живописца, о встречах и беседах с мастером, которого хорошо знал на протяжении многих лет — «он относился ко мне по-отечески».

Растроганная этим экскурсом, Татьяна Ивановна делилась своими воспоминаниями об отце и его друзьях-художниках — выпускниках Елецкого художественного училища, которое действовало в городе до 1957 года.

По его окончании Иван Мишин, как один из самых способных учеников, был оставлен здесь для преподавания. А после закрытия училища работал в Елецких мастерских Липецкого художественного фонда.

О его мастерстве и профессионализме в живописи говорит такой факт — четырежды Иван Григорьевич награждался почетными грамотами Правления Союза советских художников как один из лучших живописцев Липецкой области.

— А к педагогике ему все же пришлось вернуться, — вспоминает Татьяна Ивановна. — С 1993 года и вплоть до своей кончины он был преподавателем рисунка в художественном отделении Елецкого училища искусств имени Хренникова…

Татьяна Ивановна вспоминала друзей отца по творческому цеху — «то было настоящее братство», а Виктор Кузубов в ходе своей экскурсии показывал их картины, которые в этой галерее, объединенные в одно художественное целое, олицетворяли то самое братство выпускников Елецкого училища. В числе этих работ — многие пейзажные этюды с коллективных пленэров на Плющани, что в Краснинском районе.
<...>

 "Липецкая газета", 25.04.2013.  http://lg.lpgzt.ru/aticle/30425.htm


 

 


Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev