Далёкие, но памятные годы
Далёкие, но памятные годы
Двадцатый год был суровым и тяжёлым. В Шапкинский лес вышли из домашних тайников дезертиры и остатки недобитой банды. Лес стал местом сбора дезертиров и зелёных. Они пришли сюда из окрестных сёл. Между собой они начали поговаривать об организации шайки, цель которой - убивать советских работников и нападать на продотряды. Первый налёт местной банды на Шапкино был в «вербное» воскресенье 20-го года, когда бандиты убили председателя волревкома Казьму Тимофеевича Куликова.
Теперь ясно стало, что в одиночку коммунистам и комсомольцам жить нельзя. Надо переходить на казарменное положение, что и было сделано. Ночевать стали в просторных избах, то в одном конце села, то в другом, выставляя охрану.
Прошла весна. Шло тревожное лето. Нет-нет, да банда вырвет то одного коммуниста, то другого. Требовалась необходимость создания отряда самообороны, который и был организован. Начальником утверждён Константин Иванович Фиофанов, а комбатом назначен Пётр Макарович Чурилов, ныне пенсионер. Пока силы были равные, отряд оберегал сельчан от набегов бандитов, но это только временно.
В августе 1920 года в Кирсановском уезде вспыхнул и вскоре распространился на Тамбовский, Моршанский, Борисоглебский уезды и часть Козловского контрреволюционный мятеж, именовавшийся антоновским.
На первых порах Антонов лично объезжал очаги бандитского логова, как видно, для собирания сил и личного знакомства с главарями местных банд.
В период уборки проса с дороги села Ольшанка через Варварино в Шапкино мчались каратели, сопровождая главаря банды Антонова. Он сидел в открытой карете, которую вихрем несла пара вороных, впряжённых в дышло. Главаря везли только балками и оврагами, а когда всё же приходилось ехать по ровному полю, то мчали его как можно быстрей. На пути в Варварино банда зарубила учительницу местной школы.
В Варваринском сельском совете им удалось врасплох захватить председателя Шапкинского волревкома А.М.Котенева и ещё пятерых коммунистов села Р.У.Карелина, И.Е.Фролова, Ф.И.Боловинцева, В.Г.Карелина, С.А.Орлова, и всех шестерых их без суда и следствия тут же казнили - таков волчий закон банды. Обезглавленные трупы, залитые кровью, остались свидетельством жестокости и бесправия, которые нёс с собой Антонов.
Не задерживаясь в Варварино, бандиты перешли вброд реку Исап, ворвались в десятую сотню села Шапкино и ураганом помчались к волости. Подъехав к волостному правлению, почему-то в здание не вошли, а остановились напротив, у домика Кагабиных, где их с почтением ждали местные главари банды Митька-Казанок, Орля с братом, Карастель с двумя сыновьями и другие.
Были здесь и представители из других сёл: Кудрявцев из Посевкино, Гараська Винокуров из Заполатово, Канищев из Кулябовки. Вся эта компания сблизилась друг с другом в шапкинском лесу и ждала главаря по единому сигналу.
Подъехав к собравшимся, Антонов быстро сошёл с возка кареты, поздоровался и немедленно спросил:
- Кто старший?
- Я, - ответил Казанок.
- Я, - отчеканил Кудрявцев.
Антонов отозвал их в сторону, что-то поговорил с ними, вернувшись к бандитской шайке, приказал своей дружине отстегнуть подпруги у коней, видимо, всё в порядке и бояться нечего.
Тут же при всех Антонов назначил Кудрявцева начальником бандитского соединения, а Гараську Винокурова - его помощником. Шапкинские главари банды потом получили чины. Бандиты стояли кругом. В центре стоял главарь, бормоча что-то под нос. Круг сжимался, каждому хотелось рассмотреть своего кумира, как говорится, с ног до головы.
Кто-то из зевак заметил на руке мятежника золотое кольцо и, не выдержав, спросил:
- О! Какое у вас богатое кольцо! Где вы его взяли?
Главарь как-то скосился, оторвал руку от груди, другой поддержал её за локоть, демонстративно выставил палец с кольцом, чуть покачал головой, врастяжку сказал:
- Это кольцо мне подарил близкий приятель, которому потом я лично отрубил голову, - сказав это, Антонов опустил руку на грудь и стал продолжать вбивать свои бредовые идеи в головы собравшимся.
Каждый про себя подумал:
- Ого! Вон он какой! С ним шутки плохие.
Больше уж никто не задавал ему подобных вопросов - как говорится, все языки прикусили.
Разговор пошёл в строго деловом плане.
Пока Антонов разговаривал, бандитские патрули сумели схватить семерых работников Шапкинского волревкома. Среди них М.Г.Буслович - секретарь партячейки, Миша Григорьевский - комсомолец, К.И.Фиофанов - начальник самообороны, Л.Ф.Масликов - милиционер и трое красноармейцев из продотряда.
О схваченных сейчас же доложили главарю, который приказал списать (значит убить).
Ещё семь жизней отнято у верных сынов Советской республики, но живые, помня их имена, насмерть стояли на фронте борьбы за Советскую власть и отстояли её.
Чуть помолчав, Антонов сел в карету, огляделся кругом, а охрана, подтянув подпруги, вскочила на сёдла, и карета помчалась так же быстро на Краснояровку. Но бандитов теперь стало больше, к ним влились бродяги с шапкинского леса.
Село опустело.
В Краснояровке бандиты схватили ещё троих активистов Евдокию Подковырову, Тимофея Бабанина, Андрея Гольцева и тут же изрубили их. Совершив кровавые злодеяния, банда переправилась вброд через реку Ворону и помчалась в Земетчинские хутора.
К вечеру этого же дня со стороны Махровки в Шапкино въехал конный отряд Н.А.Переведенцева из Борисоглебска с уполномоченным ЧЕКА П.А.Масликовым, и снова восстановилась Советская власть в селе.
Да, так было в нашей местности: с утра одна власть, а к вечеру - другая.
Жизнь в селе стала беспокойная, но люди работали и выполняли все директивы партии и Советского государства.
Антоновский мятеж лёг тяжёлым бременем на плечи губернской партийной организации.
Действительно, нужна была реальная помощь государства, так как местными силами справиться с бандой было трудно. Такая помощь была оказана.
В феврале 1921 года создана правительственная комиссия ВЦИК по ликвидации эсеро-бандитского мятежа в Тамбовской губернии во главе с Антоновым-Овсеенко. Создана армия. Командующим войсками Тамбовской губернии назначен М.Н.Тухачевский. Его заместителем утверждён И.П.Убаревич.
М.Н.Тухачевский развернул свою армию против антоновской банды в мае 1921 года и закончил полный разгром её к концу лета того же года.
Как-то утром накануне уборки сена по большаку из Мучкапа в Шапкино походным строем шли отряды. Это были войска кавбригады Котовского, которые шли на выполнение боевого задания.
То утро было прекрасным. Солнце ярко светило, воздух дышал прохладой. Этим утром эскадрон заехал в Шапкино, где был проведён сход крестьян, на котором Котовский разъяснил, что теперь заменена продразвёрстка продналогом, что бандиты разбиты и дальнейшее сопротивление бесполезно.
Доброе утро и добрые вести!
Да, действительно, банда у многих лучших людей отняла самое дорогое - жизнь. Только одних комсомольцев, убитых в нашем районе, насчитывается 60 человек, а погибших коммунистов и того больше.
Слава павшим героям за становление Советской власти.
В. Попов
краевед Шапкинской средней школы (газета "Заветы Ленина" 1971 год.)