Как зародилась Борисоглебская организация ВЛКСМ. «Голос пахаря» № 42 (651), 1927 г.
Как зародилась Борисоглебская организация ВЛКСМ.
Газета «Голос пахаря» № 42 (651), 1927 г.
Первый отряд комсомола.
В этот день призывные гудки железной дороги не прекращали переклички. В этот день у группы молодежи железнодорожных мастерских возникла мысль создать кружок молодежи для подготовки партии новых членов и для участия в обще-пролетарской борьбе против капитала.
За объединение молодежи ратовал рабочий, член ВКП(б) т. М. П. Корольков. Будучи командирован в Воронеж, он ознакомился там с союзом рабочей молодежи, достал там устав и программу союза. По возвращении т. Корольков снова проводил по мастерским митинги с призывом к рабочей молодежи организовываться в союз.
24 марта 1918 г. в большой конторе мастерских было созвано общее собрание всей молодежи мастерских. На повестке дня стояли вопросы: 1) об организации союза рабочей молодежи, 2) разработка устава и 3) выборы комитета. Перед собранием в союз записалось 38 чел., на собрание же явилась вся рабочая молодежь (130 чел.) и много взрослых рабочих, интересовавшихся первым собранием молодняка. Зал был переполнен.
Ровно в 1 час дня т. Корольков открыл собрание своим докладом об организации союза рабочей молодежи. Он говорил о жизни рабочего подростка в старое время, рассказал о целях и задачах союза, зачитал устав.
Молодежь чутко прислушивалась к этим словам уважаемого всеми рабочего, продумывала каждый параграф устава. После прений устав был принят, в нем говорилось об обязанностях каждого члена союза, об организации секций - драматической, музыкальной, хоровой, спортивной, и создании библиотеки-читальни, об издании своего печатного органа и т. д. Членские взносы были установлены в размере: вступной - 50 к. и членские - 25 к.
В Комитет было избрано 6 товарищей: Шилов-Зоткин (председатель), Володин, Струговщиков (товарищ председателя), Силаев (казначей), Страхов и Поболь (секретари).
Так под призывные звуки гудков зародился первый отрад Ленинского комсомола.
Первые шаги.
Начинать и вести работу союзу приходилось в чрезвычайно трудных условиях. Члены комитета работали в мастерских и для союзной работы им приходилось уделять только вечера. Не было средств, помещения для союза, общие собрания созывались в сборно-паравозном цехе.
Ребята обратились за помощью к своим старшим товарищам. Рабочие на это живо откликнулись, собрали из своего жалованья 249 руб. Через комиссара мастерских т. Хламова союз получил помещение, канцелярские принадлежности, стол, тубаретки, шкаф для библиотеки и проч. Стали ставить спектакли, на вырученные средства оборудовали библиотеку-читальню, большую помощь в этом окал Уком партии.
Через три мес. число членов союза увеличилось до 270 чел.
Работа расширяется.
В августе комитет железнодорожного союза приступил к работе по объединению в союз всей городской трудящейся молодежи. Комитет перешел в город. Было выпущено воззвание к городской молодежи с призывом вступить в союз. За ним было выпущено второе воззвание. После этого городская молодежь потянулась в союз, вскоре после этого союз в своих рядах уже насчитывал 550 членов.
Завязали связь с Отделом Народного Образования чрез т. Арша. Наробраз стал давать союзу лекторов. Была организована школа с тремя классами с шести месячным сроком обучения в каждом классе.
Первая опасность.
Но долгое время школа существовать не могла. На Дону появилась тогда банда Краснова. Создалась первая угроза Борисоглебску. Все члены союза (все они были членами железно-дорожной боевой дружины) пришлось тогда заняться военным делом. Проезжавшие чрез Борисоглебск центровики т. т. Подвойский и Иоффе поручили комсомольцам изучать пулеметное дело и в 15 дней усвоить боевой пехотный устав. В пулеметную команду записалось 47 чел.
Приводим воспоминания отдельных комсомольцев о первых днях работы союза.
«Чтобы иметь связь с Укомом ВКП(б) 5-6 комсомольцам приходилось дежурить в комитете день и ночь. «Сегодня ваша очередь» сказал мне руководитель и дал винтовку, с которой я совершенно не знала как обращаться. Подкатилась к умеющему с просьбой научить. За несколько минут я поняла, что нужно делать в случае опасности». (из воспоминаний т. Михиной).
«В 1918 г. я находилась в селе Посевкино. Летом мы организовали культурно-просветительный кружок. В него вошли: 3 дочери дьякона, дочь дьячка, сын псаломщика, дочь кулака, другие интеллигенты и несколько крестьян. После недолгого существования нас назвали союзом молодежи. Чуждые нам поповские и кулацкие элементы испугались этого и скорее «драла» от нас, а некоторых мы исключили. После этого союз стал союзом действительно трудящейся молодежи (из воспоминаний т. Каменской).
Первый всероссийский съезд.
Летом 1918 г. созывался 1-й Всероссийский съезд союзов молодежи, на который от Борисоглебского уезда были командированы т.т. Арш и Баннов. Делегатам был дан наказ - заключения союза в определенные политические коммунистические рамки объединения его под одним названием.
По возвращении со съезда наши делегаты доложили общему собранию о решениях съезда, которые единогласно были одобрены.
После съезда был избран городской комитет: Шилов-Зоткин (председатель), Володин (тов. председатель), Баннов (секретарь) и Хлыстов (казначей). Комитет приступил к перерегистрации членов. Было выкинуто из союза 75 чел., из числа неустойчивых и трусов.
При консервной и спичечной фабриках и на сахарном заводе были организованы первые комсомольские ячейки. Издавался «Листок Союза Коммунистической молодежи города Борисоглебска», затем за неимением бумаги листок издавался ввиде комсомольской странички «Борисоглебского коммуниста».
К концу лета союз объединял следующие ячейки: спичечная фабрика - 16 чел., консервная - 79 чел., сахзавод - 18 чел., желдоршкола - 32 ч., высшее начальная школа - 54 ч., мужская гимназия - 2 ч и женская - 4 ч.
Были созданы ячейки в Сукмановке, Кирсанове, Кабань-Никольском, Мучкапе, Бурнаке, Грибановке, Уварове, Чигораке и Шапкине. Всего по городу и уезду было 500 членов союза.
Казаки-Банды.
Всю последующую работу комсомола можно назвать военной.
Первое боевое крещение комсомольцы получили в подавлении унтер-офицерского восстания.
В декабре, когда Красновские банды заняли Новохоперск и приближались к ст. Поворино, городской комсомол целиком вступил в отряд Укома РКП(б), ходил под Поворино, а также нес караулы по городу. В отряде Тулякова комсомольцам пришлось непосредственно столкнуться с казаками. Здесь союз понес первые жертвы в лице Евдокимова, Бальных, Великих, Лычалина и Осокина. Два комсомольца были взяты в плен, но бежали из-под расстрела.
Двое Деев и Вихляев вернулись в занятый казаками город с поручением от союза, но были раскрыты и расстреляны. Такая же участь постигла и других смельчаков - Михина и Лукьянова.
Зато посчастливилось комсомолкам. В виду спешной эвакуации в помещении комитета остались списки комсомольцев. По этим спискам легко можно было казакам розыскать всех оставшихся в городе комсомольцев. Решено было списки взять во что бы то ни стало. Взялись за это Шилова-Зоткина и Михина. Рядом с помещением комитета находилась парикмахерская, битком набитая казацкими офицерами. Однако отважные комсомолки пробрались в комитет и из под носа у казаков утащили комсомольские списки.
Так в мятежное время зародилась, выросла и окрепла Борисоглебская организация Ленинского комсомола.
Алексей Свободный.
Из газеты «Голос пахаря» № 42 (651), 1927 г., С.3.