Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Начало церковной жизни в селе Шапкино

  За последние десятилетия многое было разрушено, потеряны многие идеалы и забыты поучительные страницы нашей истории, истории наших предков и их славных дел. Люди перестали уважать свое прошлое и попрали духовные основы своей жизни. От этого и многие беды. Разруха не только вокруг, но и в головах. В наше время люди находятся в атмосфере духовной опустошенности, в условиях разрушения традиционных для России и населяющих ее народов нравственных ценностей. Лишенные религиозного образования и воспитания, они впитывают в себя многие негативные явления современной жизни. Многие люди привыкли действовать без оглядки на совесть, «брать от жизни все» без разбора. Быть может, данная корреспонденция об изначальной церковной жизни и истории постройки церкви Архангела Михаила в селе Шапкино поможет на примере славных дел предков дать больше нравственных сил в наше трудное время.

1. О первых людях  села Шапкино

В начале 18 века неспокойно было на землях рек Вороны и Хопра. Это была юго восточная граница государства Российского. Для освоения этих земель и защиты от набегов крымских и ногайских татар в 1698 году был основан город-крепость Борисоглебск. В 17 веке многие «вольные» казаки вступили в уже существовавшие к тому времени корпорации служилых людей «по прибору», ведь там они получали постоянное жалованье деньгами, продуктами и земельными наделами. В пограничных городах размещались преимущественно служилые казаки, которые селились в особых казачьих слободах. «Прибираемые» для службы казаки получали название того города, где были поселены, с определением характера службы (станичной, полковой, городовой). Внутренняя организация служилых казаков была такой же, как у городовых стрельцов. Они делились на сотни, полусотни и десятки. Также служилыми людьми по прибору были помимо казаков: стрельцы, дети боярские, пушкари, солдаты, рейтары, копейщики, драгуны. По практике от города-крепости появлялись поселения не далее пятнадцати верст и только позже сторожа и станицы уходили до сорока – шестидесяти верст. 

  В начале 18 века крымские и ногайские татары совершали грабительские набеги на Борисоглебский край, уводили в плен, в рабство мужчин, женщин, детей, угоняли скот, разрушали жилища, топтали поля. Основную часть населения края составляли тогда мелкие служилые люди: стрельцы, казаки, пушкари, поселенные драгуны, солдаты, рейтары, дети боярские. Это были одновременно и воины, и земледельцы. Для защиты от татарских набегов они строили земляные и деревянные укрепления, отражали нападения татар. Они же начали распахивать целинные земли. 

  И вот в это время наши предки обосновались на месте села Шапкино. Первое упоминание о нем было за 1710 год и называлось село Шапкино в то время – деревня Исапова станичной службы. И было в ней тогда станичниковых 23 двора. 

  Помимо охраны окружающих земель, жители несли еще и другие общегосударственные и местные повинности, требовавшие затрат человеческого труда, тягловой силы, сельскохозяйственных продуктов и денежных средств. Они обязаны были за свой счет содержать ландмилицию – особый род полурегулярных войск, учрежденных в 1713 году для охраны южной границы. 

  Трудно и опасно было жить нашим предкам. И не всем поселенцам пришлось это по душе. Но те, кто оставались, были сильны духом и верой. И, недаром, с первых же дней была у них построена часовня Архангела Михаила. Нашему рациональному сознанию трудно понять, почему первым делом, на любом новом месте, казаки строили часовню или храм. А ведь наши предки-казаки свое духовное и нравственное начало находили в Православии. Они были очень набожные люди. За родную землю, за правое дело, за Православие казаки шли в бой с крестным знамением. Самыми большими ценностями для казаков были: Вера, Родина, казачья честь, дети, непререкаемый авторитет старейшин. На этой базе были основаны жизненные принципы образа жизни наших предков. Душу - Богу, Сердце - людям, Жизнь - Отечеству, Честь - никому. Поэтому, переселяясь на новые места, казаки сразу же строили сторожевую вышку, предупреждающую жителей о вражеских набегах и, наряду с временными землянками и шалашами, хотя бы небольшую, но часовню. 

  И недаром предки жителей Шапкино назвали часовню именем Архангела Михаила - архистратига (по-гречески - верховный военачальник). Он полководец, воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны, победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Архангел Михаил - первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копьем в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия - диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами - служителями Божиими и злыми духами - ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копьем, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. Таковыми и хотели быть наши предки, основавшие село Шапкино. Таковыми и должны быть мы, их потомки.

  А вот слова молитвы, с которыми наши предки обращались к Архангелу Михаилу, свершая свои ратные и трудовые дела и подвиги:

  «О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным и избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избави нас навсегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом твоим отжени от меня духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.»

2. О построении церкви Архангела Михаила  в селе Шапкино

К 1723 году жизнь в селе Шапкино устоялась. Уже несколько лет не было набегов крымских и ногайских татар. И в январе 1723 года жители села решили строить в селе церковь. И от имени пятидесятника села Шапкино Леонтия Гавриловича Черникова была написана челобитная:

  «Всепресветлейший державнейший император и самодержец всероссийский Петр Великий, отец отечества, государь всемилостивейший.

  В прошлом, государь, по твоему императорскому величества указу поселено вышеозначенное село Шапкино на речке Исапе дворов семьдесят и больши. А в том селе церкви Божи нет и от города Борисоглебска и от другие села в дальном расстоянии верстах в шестидесяти и больши и многия того села жители помирают без покояния и без причащения и родитеницы лежат без молитв. Многое время и ныне мы, того села жители, обещали в том селе построить внове церковь Божию во имя Архистратига Михаила и к той церкви обещали ис своих дач попу с причетником пашенной земли и своих дач обещали петнадцать четвертей в поли, а в двух потому ж, сенных покосов петнадцать копен.

  Всемилостивейший государь, просим вашего императорского величества: вели, государь, в том селе Шапкине построить внове церковь во имя Архистратига Михаила и о строении оной церкви дать свой императорского величества указ.

  Вашего величества нижайшие рабы Борисоглебского уезду села Шапкина пятидесятник Леонтей Гаврилов сын Черников и слободы жители. 1723 году генваря в день, а челобитную писал Борисоглебского уезду корочанской слободы поп Василей Сафонов по прошению того села жителей и к сей челобитной борисоглебской подьячей Иван Савелов вместо пятидесятника Леона Черникова и всех той слободы жителей по их прошению руку приложил.»

  И 11 января 1723 года (все даты здесь и далее по старому стилю) эта челобитная была подана. А в июне 1723 года в дополнение к этой челобитной расспросили попа села Шапкино Якова Данилова и записали:

  «Июня 19 числа 723 году против вышеозначенноя пометы Борисоглебского уезду села Шапкина поп Яков Данилов по св(я)щенству сказал: как по его императорского величества указу то челобитье вышеозначенных просителей во оном селе Шапкине ц(е)рковь Б(о)жию во имя Архангела Михаила повелено будет построить и на то строение лес будут готовить из своих лесных угодей и строить будут вышеозначенные челобитчики своими люд(ь)ми и как состроена оная церковь и ко осв(я)щению изготовлена будет и в той ц(е)ркви для с(вя)щеннослужения свечи и ладан и протчее, что к тому служению потребное отправлять будут оные ж просители… и они св(я)щеннослужителям при оной ц(е)ркви пропитания им будут и вышеписанноя поступноя пашенноя земли и от сенных покосов и от приходцких дворов и н(ы)не-де сверх оного челобития в том же селе вновь еще поселяне из разных уездов рейтары и копейщики пятнадцать дворов да к той же-де ц(е)ркви в приходе будут вотчины дворянина Степана Антипова сына Запалотного д(е)р(е)вня Запалотная, которую он поселил после того ж челобит(ь)я, а в ней двое помещиковых да кр(е)ст(ь)янских девять дворов. Итого после вышеозначенного челобит(ь)я поселено двадцать пять дворов. Всего у оноя Ц(е)ркви в приходе будет девяноста восемь дворов. К сей скаски поп Иаков руку приложил».

 Из последнего документа можно утверждать, что деревня Заполотная основана между 11 января и 19 июня 1723 года. 

  30 июня 1723 года по указу его императорскаго величества и по благословению святейшего правительствующего Синода советник преосвященный Леонид, архиепископ Василий с товарищами, заслушав вышепоказанные челобитья решили послать указ «старосте поповскому борисоглебскому попу Ивану Ксенофонтову велеть ему про вышеписанное село Шапкино розыскать окол(ь)ными люд(ь)ми, скол(ь)ко в том селе имеетца наличных помещиковых дворов и кто в них живет, также скол(ь)ко и кр(е)ст(ь)янских и чьих помещиков порознь и в каком растоянии то село от других сел имеетца и тот розыск за руками прислать в синодальной казенной приказ».

  9 сентября 1724 года староста поповской соборной поп Иван Ксенофонтов прислал ответ в синадальный казенный приказ. И в ответе писал: «в село Богану и в село Карай ездил и призвав оных сел жителей допрашивал о вышеписанном селе Шапкине и те-де жители подали за своими руками, а кроме оных сел в близости от оного села Шапкина иных сел нет (примечание автора: села Коростелево и Чащино находились в Тамбовском уезде) а от города-де Борисоглебска то село Шапкино в 50 верстах. А в присланных в двух скасках Борисоглебского уезду села Богоны пятидесятников Петра Соколова да села Карай Осипа Рогачева и оных сел жителей 9 ч(е)л(о)в(е)к с товарищи, которые сказали по Евангелию Заповеди Господня вправду написано. В Борисоглебском уезде в селе Шапкине наличных живущих порознь 83 двора. А росстоянием –де то село Шапкино до села Богоны в 45 верстах. До села Карай в 40 верстах».

  4 марта 1725 года синодальный казенный приказ принял решение благословить и послать выписки из этого дела в Санкт-Петербург в Святейший Синод с придоношением. Но что-то в селе Шапкино в это время происходило, что на этом решении стоит пометка: «И по силе оного приговору экстракта не учинено и в Санкт-Петербурх придоношении не послано для того, что помянутой проситель Черников за делом марта с 4 725 году сентября по 12 число сего 727 года не ходил и в Синодальном казенном приказе не являлся».

  И вот в сентябре 1727 года новый пятидесятник села Шапкино Василий Григорьевич Сапрыкин пишет челобитную:

  «Всеми(ло)стивейший г(о)с(у)д(а)рь, просим в(а)шего императорского величества: вели, г(о)с(у)д(а)рь, по бл(а)женные и вечно достойные памяти его императорского величества указу по прежнему и по сему нашему прошениям во оном нашем селе Шапкине о строении вновь ц(е)рквы Б(о)жией во имя архангела Михаила дать нам бл(а)гословенную грамоту. В(а)шего императорского величества нижайший раб того ж села Шапкина пятидесятник Василей Григор(ь)ев сын Сапрыкин 1727 году, сентября в день, а челобитную писал города Борисоглебска соборной дьячек Афонасей Селиверстов, к поданию нодлежит в Синодал(ь)ной козенной приказ. К сей челабитнай села Шапкина пятидесятник Василей Сапрыкин руку прилажил». 

  В деле есть также запись, что проситель пятидесятник Василий Сапрыкин сказал сверх челобитной, что «в вышеписанном селе Шапкине вновь еще поселились из разных уездов рейтары и копейщики двадцать семь дворов. Итого к тоя ц(е)ркви н(ы)не налицо приходских рейтарских, и копейщиков, и станишников новопоселенные сто десять дворов».

  С января 1723 по сентябрь 1727 года длилась процедура получения разрешения о строительстве церкви. Бюрократия и бумажная волокита были и тогда, и сейчас. Главное - желание. А ведь церковь строить жителям Шапкино предстояло на свои деньги и своими руками. 

  27 сентября 1727 года Духовная Династерия, заслушав выписки, приговорила: «построить в том селе Шапкине на угодном к ц(е)рк(о)вному строению месте ц(е)рковь во имя Архистратига Михаила… с н(ы)нешняго 727 года и тое ц(е)рковь внесть в окладные кн (и)ги и как оная ц(е)рковь построена и ко осв(я)щению совсем изготовлена будет и осв(я)щении той ц(е)ркви и о антиминсе и кому св(я)тить также в той ц(е)ркви для св(я)щеннослужения о св(я)щеннике бить челом…. и о том о всем к вышеоупомяненному города Борисоглебска старосте поповскому борисоглебскому попу Ивану Ксенофонтову послать указ». 

  И такой указ, подписанный синодальным казначеем иеромонахом Филаретом да секретарем Иваном Орловым за справкою канцеляриста Гаврилы Топильского «сентября 29 дня 1727 года для отдачи города ж Борисоглебска старосте поповскому соборному попу Ивану Ксенофонтову того ж города Борисоглебска соборной дьячек Афонасей Селиверстов взял и росписался».

  Прошло несколько лет, и 27 января 1736 села Шапкино сотский Игнат Ульянович Пяшухин, пятидесятник Игнат Герасимович Пишулин, десятники Епифан Гаврилович Кузовкин и Дементий Иванович Колобов, однодворец Михайла Афанасьевич Рощупкин «и все того села обыватели» дали письмо архангельского приходу попу Даниле Игнатьеву, которое он вместе со своим прошением подал 19 февраля 1736 года:

  «Всепресветлейшая державнейшая великая г(о)с(у)д(а)р(ы)ня императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская.

  В прошлом 727 году было н(а)ше нижайшее прошение в Москве в Синодал(ь)ном казенном приказе об строении вновь ц(е)ркви Б(о)жией во имя Архистратига Михаила и потому н(а)шему прошению указ: в селе Шапкине по данному указу ц(е)рковь Б(о)жия построена и н(ы)не ко осв(я)щению в готовности; с того 727 году данные д(е)н(ь)ги платятца без доимки, а священнику мы в приходе пашенной ц(е)рк(о)вной земли отвели пятнатцать четвертей в поле, а в двух потому ж, сена на год коситца по пятнадцать копен. Також де на погосте под кладбище на строение под ц(е)рковь Б(о)жию и попу с причетники под усад(ь)бы уступили земли ж по сороку сажень на все четыре стороны. О сем пред(ъ)являем при сем н(а)шем прошении крепостных дел запись. 

  Всем(и)л(о)стивейшая г(о)с(у)д(а)р(ы)ня, императрица, просим В(а)шего императорского величества: да повелит державство в(а)ше нижайшее прошение принять в Синод(а)льном Казенном приказе и об осв(я)щении вышеписанной ц(е)ркви Б(о)жией дать в(а)ш императорского величества указ города Борисоглебска д(у)х(о)вных дел управителю соборному попу Ивану Ксенофонтову и антиминс выдать.

  В(а)шего императорского величества нижайший б(о)гомолец Борисоглебского уезду вышеписанного села Шапкина ц(е)ркви архистратига Михаила, св(я)щенник Данило Игнатьев февраля дня 1736 году. К поданию надлежит в Синодальном казенном приказе.  

  Прошение писал Синодал(ь)ного дворцового приказу площадной под(ь)ячей Петр Попов. К сему прошению архангел(ь)ский поп Данила Игнатьев руку приложил.»

  На основании данного прошения был дан указ:

  «Указ ея императорского величества самодержицы всероссийской из синодал(ь)ного казенного приказу города Борисоглебска соборному попу Ивану Ксенофонтову сего февраля 27 дня по ея императорского величества указу и по благословению Св(я)тейшего правител(ь)ствующаго Синода а по подписанию великие преосв(я)щенного Вениамина еп(и)ск(о)па Коломенского и Коширского по челобит(ь)ю Борисоглебского уезду села Шапкина церкви Архангела Михаила попа Данилы Игнатьева об осв(я)щении оной архангельской церкви велено оную архангел(ь)скую церк(о)вь, ежели построена и ко осв(я)щению совсем в готовности, освятить тебе, попу Ксенофонтову, по новоисправленному требнику, как правила… на выдан(ь)е из Синодал(ь)ного осв(я)щенного антиминса, чего ради оной антиминс из Синодал(ь)ного делу взять попу, а не просто людем, и о том к тебе, соборному попу Ксенофонтову, послать указ (о чом сей и посылаетца) Города Борисоглебска соборному попу Ивану Ксенофонтову о вышеписанном всем посему ея императорского величества указ.

  Февраля 27 дня 1736 году».

  Таков был указ по вышеобъявленной церкви Архангела Михаила, который поп Данила Игнатьев взял и росписался.

3. Архивные источники начала церковной жизни села Шапкино

  - Российский государственный архив древних актов. Ф.235. Патриарший казенный приказ. Д. 840. О построении церкви в с. Шапкине на реке Исапы Борисоглебского уезда. На 20 л. 1723.

  - Российский государственный архив древних актов. Ф. 235. Патриарший казенный приказ. Оп.1. Д. 2842.Об освящении церкви Борисоглебского уезда в селе Шапкине. На 5 лл. 1736.

  -Российский государственный архив древних актов. Ф. 350 «Ландратские книги и сказки». Ландратская книга 1716 года, Борисоглебского уезда.

 С. Н. ВИТЮТИН.

г. Москва, апрель 2009.

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev