Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

В.В. Никулин. Классовая принадлежность и социальный статус в Советской России в 1920-е гг.

Население и территория Центрального Черноземья
и Запада России в прошлом и настоящем
Материалы VII региональной научной конференции
по исторической демографии и исторической географии,
посвященной 75-летию проф. В.П. Загоровского (1925-1994)
Воронеж. 20-21 апреля 2000 г.

В.В. Никулин

Классовая принадлежность и социальный статус в Советской России в 1920-е гг.


 К концу гражданской войны социальная структура российского общества претерпела значительные изменения. Около 2 млн. человек эмигрировали. До революции доля так называемых «буржуазных элементов» в населении превышала 16 %, к концу войны она уменьшилась в городе в 3-4 раза, в деревне с 14% до 1%1. Слои старой, буржуазной интеллигенции составляли, по мнению большевиков, потенциальную социальную базу для возрождения капитализма. Она заняла выжидательную позицию, но способна негативно влиять на социальные и политические процессы. Потому большевики не стремились ее интегрировать в новое общество, т.к. это было невозможно. В результате стали появляться «социальные жертвы», т.е. люди, в силу своей классовой принадлежности, оказавшиеся внизу социальной лестницы. Произошла социальная деформация общества.

И это было закономерно. Революции неизбежно порождают крупные социальные потрясения, происходит деформация социальной структуры. Стремясь к радикальным переменам, большевики настойчиво проводили в жизнь идею социальной реконструкции общества, классового разграничения. Суть заключалась в строгом отделении «своих» от «чужих». Неизбежным результатом становилось усиление классового аспекта различных социальных категорий. Классовая принадлежность стала определять социальный статус человека. Систематической работа по социальной реконструкции общества стала в 1920-е гг. Именно тогда окончательно сформировался механизм социальной селекции и распределения.

Как отделить «своих» от «чужих»? В 20-е гг. была разработана методика определения классовой принадлежности, включавшая в себя такие критерии, как основное занятие в момент его определения, положение в производстве и др. Помимо детальной классификации, существовала и общеполитическая, где определяющим критерием лояльности режиму выступало социальное положение до 1917 г.

Таким образом, в социальные категории люди включались не по тем функциям, которые выполнялись в настоящий момент, а по тем, какие исполнялись до революции. Понятие «буржуй» стало как клеймо. «Буржуи» рассматривались как особый сорт людей, отпечаток которого нельзя ничем смыть. «Как негр остается негром, где бы он не появился и как бы он не переодевался, так и «буржуй» остается «буржуем», хотя бы он стал нищим или живет работой»2.

В наибольшей степени это касалось категории интеллигенции и служащих, как наиболее многочисленных <...> из числа «чужих». Категория «интеллигенция» стала для большевиков не профессиональным определением, а социальным. Отсюда и строгое ее отделение от других, «дружественных» социальных групп. «Грех» ее в том, что интеллигенция была «прислужницей» буржуазии. НЭП поставил перед интеллигенцией ряд проблем, на которые она не могла не реагировать, поскольку это затрагивало основы ее существования. Часть интеллигенции начала приспосабливаться к режиму, пытаясь найти свое, если не политическое, то хотя бы профессиональное место в обществе.

Существовали два варианта повышения своего социального статуса. Во-первых, будучи высокопрофессиональным специалистом, в силу этого получать социальные блага на уровне новой «аристократии», поскольку большевики понимали необходимость сотрудничества с ними в областях, где требуются специальные знания. Но это был достаточно узкий слой людей. Для основной же массы оставался второй путь - попытаться вступить в «правящую» партию и занять более высокое социальное положение. Суть этого явления в том, что «РКП(б) перестала быть партией и формально. Она превратилась в грандиозную универсальную пробирную палату для всех явлений государственной жизни. Без ее клейма не могут получить хождение по стране ни один факт ее культурной, гражданской и экономической жизни. Что же оставалось делать гражданам страны? Не что иное, как внедриться в партию, занять в ней легализованное положение, чтобы тем самым обеспечить себе меру свободы в проявлении свойственных той или иной группе населения функции»3. Это был фактически единственный вариант перехода из одной социальной позиции в другую. Членство же в партии гарантировало получение или сохранение социальных благ.

Власти активно этому сопротивлялись, устанавливая допустимые пределы приема в партию нежелательных социальных групп. Социальные слои распределялись на четыре группы: «рабочие», «крестьяне», «интеллигенция и служащие» и «прочие». Наименее лояльные концентрировались в третьей группе, соответственно к ней применялась наиболее сложная процедура приема в партию. Критерии уточнялись на протяжении 20-х гг. в сторону усложнения процедуры приема: предоставление большего количества рекомендаций и большего стажа рекомендующих, установление квот приема, тщательное выяснение мотивов вступления и «копание» в прошлом человека. В.М. Молотов на XIII съезде РКП(б) потребовал ужесточения условий приема. По его мнению, вступающий из непролетарских элементов должен доказать, что он выдержанный, идейно стойкий коммунист и только тогда может вступить в партию4. В 1926 г. ЦК ВКП(б) потребовал проводить тщательную проверку вступающих в партию служащих (с 1926 г. интеллигенция перестает быть социально выделенным слоем и включаегся в группу служащих), путем полного документального подтверждения их автобиографий и профессионального стажа.

Ограничительные меры сдерживали, но не могли полностью закрыть доступ в партию. Во второй половине 1924 г. отмечается значительный рост числа заявлений от служащих. В Тамбове, например, количество заявлений от них превосходило как число заявлений от рабочих, так и от крестьян. Их заявления составляли от общего числа поданных 37,7 %, но при этом 76,2 % заявлений отсеивались (крестьян - 42,8 %; рабочих - 48,9 %; в среднем по губернии - 56,4 %)5. Отсев был очень велик, во многих организациях он доходил до 90 %. Например, в Острогожском уезде Воронежской губернии в мае 1925 г. поступило на утверждение укома218 заявлений, принято - 119 человек, отказано - 99. Из этих 99-ти только 17 человек были из рабочих и крестьян, остальные служащие, то самое чиновничество, стремившиеся правдами и неправдами попасть в партию, руководствуясь «в основном карьеристскими и материальными побуждениями»6.

Жесткость условий приема заставляла искать обходные пути. Стремились скрыть «неудобное» социальное происхождение, изменяли работу, выбирая отличную от профессии родителей. Практиковалось усыновление с «лучшими родителями», улучшение автобиографии. В связи с этим распространялась практика выдачи ложных документов о «правильном» происхождении местными советскими органами власти7. В конце 20-х гг., когда давление на «социально чуждых элементов» достигло максимума, многие были вынуждены объявить в прессе об отказе от своих родителей.

В 20-е гг. произошла идеологизация социальной структуры, была создана система социального контроля, переходившая нередко в классовый экстремизм, обеспечивающая контроль над процессом получения социального статуса. В дальнейшем процесс развивался уже по линии слияния с новой «аристократией» тех групп из числа «чужих», которые сумели адаптироваться к новым политическим реалиям или нужны были режиму.

1 Мухачев Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР. М, 1982. С. 30.

2 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 178-179.

3 XIII съезд РКП(б): Стенограф, отчет. М., 1924. С. 258. (На съезде цитировались выдержки из журнала «Современные записки», издаваемого А.Ф. Керенским).

4 Там же. С. 533-534.

5 ЦДНИТО. Ф. 840. Он. 1. Д. 2283. Л. 1-2.

6 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1104. Л. ЗО.

7 Там же. Ф. 840. Oп. 1. Д. 2289. Л. 17-18.

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev