Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

Газета "Тамбовская жизнь" 15.03.2011 За триста лет до крещения руси...

Газета "Тамбовская жизнь" 15.03.2011

За триста лет до крещения руси...

Археологические раскопки последних лет выявили поразительный факт. В числе народов, населявших территорию Тамбовщины в глубокой древности, найдены захоронения славян. Пришли они сюда примерно в то же время, что и на Север Руси. Уже одно это способно перевернуть наши представления о прошлом региона, ведь по расхожим представлениям до прихода русских здесь было Дикое поле, частично заселенное исключительно мордвой и татарами.

Однако находки археологов в 2009 и 2010 годах принесли еще одну сенсацию. В славянских захоронениях VI-VII веков найдены «византийские» христианские кресты. Значит, какаято часть этих людей исповедовала христианство. А ведь до крещения Руси оставалось несколько сотен лет!
Об этом открытии, а также других малоизвестных страницах древней истории Тамбовщины нашей газете рассказал археолог доцент кафедры российской истории ТГУ имени Г. Р. Державина С. Андреев.
- Сразу внесу небольшую поправку, - заметил Сергей Иванович. - Информация о древних славянах на территории Тамбовщины уже проходила, но осталась незамеченной. Еще в конце 90-х годов балашовский археолог Анатолий Анатольевич Хреков в окрестностях села Шапкина Мучкапского района нашел пойменные поселения постзарубинецкой культуры. Об этом писалось в научных изданих. Я тоже не так давно опубликовал в Курске статью о славянах, пришедших на Тамбовщину в V-VI веках.
- То есть раньше, чем на Русский Север?
- Нет, примерно в то же время. Это явления одного порядка. Вторжение гуннов в Европу вызвало великое переселение народов, в том числе и отток славянского населения на восток, на территорию нынешней России. Словене ушли на север, основали там Новгород... К нам пришли племена группы антов - предки сербов, хорватов... И в том числе полян, основавших Киев. Они, как сейчас выясняется, дошли до средней Волги.
К нам анты пришли с запада. В Курске публиковались статьи по пеньковской культуре IV-VI веков, которая доходила до нынешнего Мичуринска.
- Это время антского государства (большого славянского княжества, существовавшего на юге Восточной Европы задолго до возникновения Киевской Руси. - Прим. авт.). Значит, оно простиралось почти до границ нашей области?
- Я бы поостерегся определять антское княжество как государство. Трудно сказать, было ли оно самостоятельной державой или составной частью готского королевства Германариха, которое простиралось до берегов Дона. Политические отношения антов и готов пока не совсем ясны.
- Какая же судьба постигла антов, дошедших до Тамбовщины?
- По всей видимости, некоторые племена смешались с другими народами, например, волжскими булгарами и волжскими финнами...
- Волжскими финнами... То есть мордвой?
- Да, в том числе и ею. Первые волны древних славян, которые достигли Тамбовщины, «погасли» в мордовской среде. В здешней мордве чувствуется славянское начало. Не случайно она так легко позже была ассимилирована русскими... Но все же большая часть антов не растворилась среди местного населения. Они вновь ушли на запад и образовали волынцевскую культуру - предками киевских полян, древлян и других славянских народов, известных нам по русским летописям.
- Получается, что предки жителей Киева или, точнее, какая-то их часть побывала в наших краях?
- Есть немало славянских сказок, в которых отражено такое перемещение.
- Почему же в большинстве краеведческих книг подчеркивается, что до прихода русских никаких славян на Тамбовщине не было?
- Не так давно вышел школьный атлас, где отражено присутствие древних славян на Тамбовщине. Однако в целом очень сильна инерция мышления. Приведу яркий пример. Мы раскопали Никольское городище в Знаменском районе, доказали, что часть нашей области входило в Рязанское княжество. Туда даже наш губернатор приезжал, но потом находка как-то забылась, и во многих книгах по-прежнему пишется, что русские пришли на Тамбовщину в XVII веке, хотя на самом деле это случилось на несколько веков раньше.
- Но русские - это уже не древние славяне...
- Конечно. Кстати, меня удивляет путаница в краеведческих книжках. В некоторых из них говорится, будто славяне и русичи - одно и то же, хотя в действительности эти два понятия четко разделяются. Русь создавали не только славяне, но и скандинавы, а также племена балтов, финнов...
- Но ведь и антов трудно назвать стопроцентными славянами. Вспомним имена их князей. Например, Ардагаст. Мне оно всегда казалось стоящим в том же ряду, что и Ардашир или Артабан...
- Анты и их предки жили в лесостепи. Ни для кого не секрет, что они в течение долгих столетий контактировали с ираноязычными степными кочевниками, а порой и смешивались с ними. В антской культуре, языке и религии заметны скифско-сарматские элементы. Даже боги иранские у них присутствовали. Но, с другой стороны, ощутимо влияние готов (германцев), хотя оно и было относительно кратковременным. Нельзя забывать и Византию, с которой торговала и воевала южная часть славянского мира. Раскапывая антские поселения около села Давыдова Моршанского района, мы нашли раннехристианскую символику. Две подвески с крестами... Одна из них найдена в 2008 году, а другая - в минувшем. Находки говорят о том, что некоторые из древних славян, пришедших на Тамбовщину, были христианами.
- Сколько лет оставалось до крещения Руси?
- Как минимум триста.
- Фантастика! Мне приходилось слышать, что возле села Давыдова был найден и форпост Хазарского каганата. Это соответствует действительности?
- Это пока гипотеза. Мы там нашли остатки очень мощного укрепления с дощатой улицей. Культурный слой под этой плотнозаселенной цитаделью достигал трех метров! Мордва такие крепости не строила. К Руси она тоже не имеет отношения. Поэтому мы и предполагаем, что ее воздвигли хазары.
- Получается, что в Давыдове жило очень много разных народов. Почему они облюбовали именно это место?
- Трудно сказать, но люди селились на этом пятачке со времен позднего энеолита. Вначале там жили, по всей видимости, предки финно-угорских народов, но в эпоху бронзы их вытеснили племена абашевской культуры - арии индийской ветви, создатели Вед. Воронежские ученые пытались определить путь движения племен абашевцев с территории нашей страны в Индию. Некоторые фрагменты никак не воссоздавались. Помогли индийские коллеги, которые вооружились Ведами...
- Об абашевцах мне говорил и профессор Геннадий Борисович Зданович, когда я был на Южном Урале. Он их считает предками строителей Аркаима. Вы разделяете эту точку зрения?
- У нас есть расхождения с уральскими коллегами. Мы считаем, что арии ушли в Индию не прямиком через степи Южного Зауралья. Они по какой-то причине вернулись оттуда в европейскую часть России и лишь затем отправились на юг. Археологи называют этот этап покровской культурой. (Эта тема была подробно исследована в книгах австрийского археолога П. Кречмера «Индийцы на Кубани» и советского языковеда О. Трубачева «Indoarica в Северном Причерноморье». - Прим. авт.)
- Контактировать с антами или их предками абашевцы никак не могли?
- Не могли. Абашевцев и антов разделяют более двух тысяч лет. Со славянами и их предками контактировала уже иранская ветвь, которая несколькими волнами приходила сюда из Зауралья и оставалась в южнорусских степях вплоть до раннего средневековья.
- Какие еще народы жили в Давыдове?
- Там помимо абашевцев найдены и другие культуры бронзового века, которые точно не удалось определить. В эпоху раннего железа развивалась городецкая культура - предки мордвы. Затем вновь появляются индоевропейцы, на этот раз сарматы. Они там поселились и оставались какое-то время. Потом уже пришли анты, и лишь после них устанавливается многовековое господство мордвы. К слову, она какое-то время была данницей хазар...
- Поговорим о Давыдове с точки зрения не археологии, а перспектив развития туризма. Разве это место не могло бы стать такой же «туристической Меккой», как, скажем, Аркаим на Южном Урале?
- Пожалуй, могло бы, хотя масштабы немного не те. Правда, в Давыдове издалека виден мощный вал. Место очень красивое, от него исходит магнетизм... Но мне и как человеку, и как археологу все равно непонятно, чем же оно так привлекало людей в течение пяти тысяч лет. В нынешнем году совместно с МГУ и его естественнонаучными лабораториями мы попытаемся взять анализ различных слоев в Давыдове. Нам нужно сделать разрез укреплений, уточнить датировки, определить климат, который там был в древности. Может быть, тогда мы приблизимся к разгадке давыдовских поселений. Разумеется, раскопки будут вестись не только там. Институт археологии готовит в этом году экспедицию в Мичуринский район, чтобы исследовать там другие антские памятники.
Андрей ХВОРОСТОВ

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev