Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

1910.Певец интимных настроений(С. В. Рахманинов).Гр. Прокофьев.РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА.№28–29

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА.1910.№ 28 – 29.

Гр. Прокофьев. 

Певец интимных настроений.

(С. В. Рахманинов).

Опыт характеристики.

(Продолжение).

  Соната для фортепиано и виолончели (ор. 19, g – moll) – опять великолепное произведение, обратившее на себя большое внимание и за границей. Я не считаю себя компетентным в виолончельной технике, так что не знаю, сколь велики требования, предъявляемые этой сонатой к исполнителю виолончельной партии, но знаю, что партия эта, равно как и фортепианная, отлично звучит. Соната начинается задумчивым c – moll’ным Lento(3/4), отлично подготовляющим слушателя к главной части. После продолжительной остановки на c – moll’ – ном трезвучии следует короткая пауза и затем шесть аккордов, сразу закрепляющих новый ритм (4/5) и вводящих в основную тональность – g – moll. 1 – ю тему, широкую, певучую, но несколько капризную, излагает виолончель. Ход от первой темы ко второй рельефно модулирует и очень красив. 2 – я тема (D – dur) красивая, рахманиновски малоподвижная, излагается сперва фортепиано, а позже виолончелью с сопровождением широких, рахманиновски широких аккордов. Очень красиво звучит и заключительная партия (un poco meno mosso). В разработке настойчиво повторяются с видоизменениями те 6 аккордов, которые служили раньше переходом от вступительного Lento к первой теме. Большим достоинством разработки является её цельность и ясность плана, который с железной настойчивостью ведет к репризе с несколько видоизмененной главной темой. II часть – Scherzo (c – moll) – очень кокетлива, но не оригинальна. Очень красив эпизод – «un poco meno mosso». Трио (As – dur) этого скерцо певуче, отлично изложено, а его мелодия – проста, но красива. Построена она по рахманиновски, с явным тяготением к первой ноте, - терции As – dur’ного трезвучия. Отлично исполнено возвращение главной части скерцо, к которой Рахманинов подходит эффектной фортепианной модулирующей каденцией. III – я часть – Andante (Es – dur) – изложена отлично, а её более чем незатейливая тема оправлена красивой гармонией. Настроение этой части – просветленное, созерцательное. Финал сонаты Allegro mosso (G – dur) очень бодрый, энергичный и красивый. I – я мелодия излагается опять виолончелью; мелодия эта строго тональная, бодрая. Переход от неё ко второй мелодии (D – dur) несколько шероховат. Вторая мелодия благородная, но малоподвижная, опять с тяготением к терции (Fis). Разработка изложена широко, звучит отлично. Coda построена на тонической педали, по которой проходят красивые арпеджированные аккорды. Финальное Vivace блестяще заканчивает сонату.

  2 – й фортепианный концерт и виолончельная соната являются, по-моему, пока лучшими созданиями Рахманинова, так как здесь нет тех длиннот, которые появляются у него в фортепианной сонате (ор. 28) и особенно во второй симфонии (ор. 27). Тематический материал этих произведений богат и разнообразен, формы их выпуклы и пластичны, а, главное, красочные и архитектонические замыслы ещё не оттеснили на второй план музыкальную основу. Оба эти произведения вылились точно моментально из-под пера композитора; тут вовсе не слышно напряженной работы. Словом, они непосредственны, искренни и вместе с тем в них чувствуется опытная рука зрелого мастера, дающего полное равновесие внешней оправе с внутренней музыкальной сущностью.

  Весна – кантата для баритона solo, хора и большого оркестра (ор. 20 – G – dur) на слова известного стихотворения Некрасова « Идет, гудит зелёный шум» … Это произведение Рахманинова почти не появлялось на эстраде, так как кантаты вообще у нас исполняются редко, в виду отсутствия специальных хоровых обществ, могущих дополнить симфонический оркестр. Между тем, кантата Рахманинова, не смотря на некоторые недочеты, является произведением выдающимся. Со стороны внутренней она интересна прекрасно схваченным главным настроением – «идет, гудит зелёный шум, весенний шум». Рахманинову удалось схватить эту бодрость, эту свежесть и прозрачную чистоту красок, какими чарует наша северная, русская весна. Со стороны средств, которыми пользовался композитор, наиболее интересно, мастерски изложена оркестровая часть, красиво звучат и удачно задуманы хоровые ансамбли, и слабо использована вокальная партия, изложенная в речитативном стиле, который мало удается нашему композитору. Со стороны манеры письма мне «Весна» кажется очень интересной. Если уместны сравнения из другой отрасли искусства, то я напомню французскую школу живописцев, - «пуантилистов», которые пишут свои картины отдельными точками, составляющими, в конце концов, выразительное красочное целое. Точно также поступает и Рахманинов в «Весне»: он пользуется не широкими мелодиями, а мелодическими фразками (да и их – то чрезвычайно мало!), изложенными в голосах у оркестровых групп так искусно, так разнообразно, с такими видоизменениями, что получается удивительно стройное целое, полное яркой выразительности. Я привожу две главных темы кантаты: … но, к сожалению, не могу никак рассказать, какими чарами эти две темы разрастаются в яркую картину ранней весны. Могу только отметить некоторые эпизоды. Например, колоритную звучность оркестра и хора (одни женские голоса) на словах «играючи расходится вдруг ветер верховой» … Или, переход от весенней картинки к речитативу, где появляется новая, красивая тема, изложенная английским рожком и рисующая, быть может, скорбный образ «тихой хозяюшки», с которой «беда случилася». Самый речитатив, как я уже говорил, маловыразителен, так что картина зимних переживаний героя отходит в кантате на второй план. Все – таки нужно и здесь отметить один прекрасный эпизод, когда герой рассказывает о том, как «зима косматая» нашептывала ему зловещие думы. В это время хор (с закрытым ртом) удивительно передает этот зловещий рев зимы и её нашептывание, и, наконец, (с открытым ртом), её зловещий крик: «убей, убей изменницу!». Самый драматический момент кантаты («припас я вострый нож») маловыразителен, но дальше … дальше картина весны изложена ещё ярче, ещё заразительнее, чем в начале, и её красота делает изумительно выпуклым последний призыв к всепрощению и любви. Кантату «Весна» можно считать поворотным пунктом к новой манере оркестрового письма Рахманинова, характерной чертой, которого, является та отделанность, то остроумие, та филигранность работы, на которые я выше указывал. К сравнительно мало развитой форме кантаты, к отдельным эпизодам стихотворения эта чеканка оркестрового письма подошла отлично и кантата, безусловно, удалась композитору.

Гр. Прокофьев.

(Продолжение следует).

2010-06-08-18 


Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev