Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

1910.Певец интимных настроений(С. В. Рахманинов).Гр. Прокофьев.РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА.№30-31

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА.1910.№ 30 – 31.

Гр. Прокофьев. 

Певец интимных настроений.

(С. В. Рахманинов).

Опыт характеристики.

(Продолжение).

  Ор. 21 – Романсы. В этой серии Рахманинов идёт все вперед по пути к наиболее правдивому воспроизведению текста; так, в этом опусе уже все романсы лишены прелюдий, хотя заключения иногда имеются для большей законченности, большей определенности эмоционального содержания.

  «Судьба» слова Апухтина. Увы! великие произведения (5 – я симфония Бетховена), порождают нередко такие бездарные, такие грубо декоративные стихотворения, как Апухтинская «Судьба». В этой примитивности стихов, в этой quasi – глубокой мысли гибнет музыка Рахманинова, которому здесь даже изменила его чуткость: так, рассказ о том, что «есть же счастье на земле» … передан такой унылой музыкой, что делается просто обидно за счастье, а главное обидно за ложное толкование Бетховена, «судьба» которого, правда, неумолима, властна, но не трагична с начала и до конца. Вспомните, хотя бы, вторую тему I – й части симфонии или дивное Andante. Среди слабого в целом романса, однако, нужно отметить несколько прелестных штрихов и прежде всего эпизод, где «сердце бьется и стучит» … Здесь не механическое подражание сердцебиению, а именно музыкальное его воплощение. Великолепно и продолжение – «но вот идет она» …, где одновременно слышатся и тревога, и страсть, и нега долгожданного поцелуя. Успех, который имела «Судьба» у публики, мне думается, нужно отнести главным образом на долю исполнения её Шаляпиным, сумевшим и декоративное претворить в глубоко художественное – «Над свежей могилой», слова Надсона. Прекрасная музыка, дополняющая текст! Тоска одиночества передана глубоко правдиво; и боль, и скорбь по усопшей (или усопшему) вылились и в речитатив, мелодичном и характерном, и в тревожных септаккордах аккомпанемента, а заключение (хроматические, большие терции на педали) оставляет прямо жуткое впечатление! – «Сумерки», слова Гюйо. Многое не нравится мне в этом романсе и прежде всего его изломанная, манерная мелодика; есть в нем что – то больное, что – то тревожное, тогда как в тексте чувствуется покой и гармония человека с миллионами звездами, парящих над головой задумавшегося. – «Они отвечали», слова Гюго – Мея. Текст этого романса, построенный на почти неуловимой в пении разнице «Они» и «Оне», вряд ли возможно передать так поэтично, так ярко, как передал Рахманинов, но не лучше ли было оставить его в покое и перлы гармонической и мелодической красоты не тратить так расточительно на такую сомнительную поэзию. «Сирень», слова Бекетовой. Какая прелестная картинка! как прост аккомпанемент, как незатейлива мелодика, и при этом, сколько настроения, сколько искренности! Так и чувствуется весеннее, росистое утро, свежее, ясное, когда так легко дышится, так светло на душе, что скорбное сознание отсутствия счастья получает общий светлый оттенок и теряет свой трагизм. – «Из Мюссе» (Апухтин). Тревожная галлюцинация не характерно передана композитором, но заключение романса, начиная с возгласа «О, одиночество, о, нищета!», прекрасны в своей выразительности. «Здесь хорошо», слова Галиной, дарование которой сродни дарованию Рахманинова, т. е. по преимуществу лирическое, искреннее и простое. В этом романсе счастливо слились в одно целое музыка и текст, так что в результате – прелестное произведение, непосредственное и вместе с тем мастерски сделанное, особенно в смысле контрапунктическом. – «На смерть чижика», слова Жуковского. Слабый текст, слабая музыка. – «Мелодия», слова Надсона. Красивые гармонии, красивое звукоподражание ручейку, много мастерства (сопоставление двух тем, одна из которых идет на фортепиано, а другая – в голосе), но все это как – то не захватывает, не подчиняет себе. «Перед иконой», слова Голенищева – Кутузова. Прозаизмы текста повлекли за собой однообразие музыки, а вследствие этого романс скучноват. – «Я не пророк», слова Круглова. Этот символ веры поэта или композитора удивительно подходит к творчеству Рахманинова: «Я сердцу песней говорю, бужу в нём искру Божью». Да! так творчество Рахманинова при всем его мастерстве всегда обращается к сердцу, а не апеллирует к рассудку и не бьёт на эффект, хотя иногда, и в частности в этом романсе, очень эффектно. – «Как мне больно», слова Галиной. Несмотря на синкопированный вздох фортепианной партии в романсе нет той тоски, которой полно стихотворение. С точки зрения правдивости декламации текста романс очень интересен. Все более и более правдивость декламации текста увлекает композитора, оттесняя на второй план музыкальное воплощение господствующего настроения, что особенно ярко заметно в последней серии романсов (ор. 26). В разбираемом романсе композитор пользуется при основном размере 9/8 размерами 15/8, 12/8 и 6/8.

  Ор. 22. Вариации для фортепиано на тему Шопена (c – moll’ная прелюдия). Можно ли стеснять композитора в выборе темы для вариации? Конечно, нельзя, но ему всегда грозит опасность, что в самой теме сказано больше, чем во всех вариациях вместе. И Рахманинов оказался именно в таком положении: в его вариациях очень много прекрасного, но в лаконичной и глубокой прелюдии Шопена, ещё больше прекрасного. Кроме того, чуткий музыкант не имел права взглянуть на дивную поэму Шопена, как на удачный объект для вариации, и для этой цели святотатственно выкинуть из неё 4 такта! Богиня музыки отомстила за себя и вариации заинтересовали публику и специалистов меньше, чем должны были заинтересовать их. В таком же положении оказался когда – то Брамс, взявший для своих вариаций тему Шумана (Albumblatt fis – moll). Если же отрешиться от чувства обиды за жонглирование с бесконечно дорогим, любимым, то в вариациях нужно отметить массу мастерства и находчивости, не убивших, вернее до конца не убивших непосредственности. Ловко сработана первая вариация для правой руки и дополненная отрывками темы. Намеки на тему встречаются и в 3 – ей и в 4 – ой вариациях, а дальше они совсем теряются, появляясь иногда, то в виде похожего сочетания двух аккордов (красивая 13 – я вариация – траурный марш), то в виде двух – трех нот (12 – я или 9 –я вариация). Некоторые вариации автор считает возможным пропустить (10 – я, 12 – я, заключительное presto), да и вообще вариации эти он собирается переработать. Очень хороши 17 – я и 18 – я вариации, а 19 – я широкая, бодрая, просто великолепна, но в ней нет ничего общего с основным характером темы, а есть общее только в начертании иных аккордов. Кончаются вариации шаблонным мажором, который режет ухо при воспоминании о теме и её характере, но сам по себе очень ловко написан и отлично звучит.

Гр. Прокофьев.

(Продолжение следует).

2010-06-08-21

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev