Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

1973.ГЛАВНАЯ ТЕМА — РОССИЯ.Библиотекарь.- 1973.- №2.- С.40-43.

Библиотекарь.- 1973.- №2.- С.40-43. 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ 

...В его правдивой искренней мелодике дышали приволье родной  страны и  приветная  скромность  русской природы, как у Чехова   и  самых   чутких   мастером  пейзажа,  а   в его суровой и благородной ритмике отражались душевный строй всегда умевшего себя отстоять народа и эпос русских витязей.

Б. АСАФЬЕВ

ГЛАВНАЯ ТЕМА — РОССИЯ

    «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». В этих простых и трагических словах Сергей Васильевич Рахманинов, искренний и мужественный художник, выразил суть своего творчества (С. В. Рахманинов. Письма. М., 1955, с. 562). Отмечая столетие со дня рождения гениального русского композитора, величайшего пианиста нашего времени и блестящего дирижера, мы чествуем художника, главной темой которого была родина, Россия. Все, О чем говорит его музыка, происходит в России, на фоне русской природы, все напоено неповторимыми настроениями русских пейзажей. Родник чувств композитора — в русской жизни, в воспоминаниях детства, в народных песнях. «Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская»,- говорил Рахманинов (Цитируется по книге В. Брянцевой «Фортепьянные пьесы Рахманинова». М., 1966, с, 4).

Bibliotekar_1973_2-foto1

   Особенно близка Рахманинову была Ивановка в Тамбовской области, где он жил и работал весной, летом, а часто и осенью с 1890, то есть почти с самого начала своей творческой деятельности, по 1917 год. Впоследствии он писал: «Именно здесь, давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось». Этим, столь дорогим для композитора местам, посвящена книга о С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов и документов» (Воронеж, 1971). Книга разносторонне и глубоко знакомит с жизнью и творчеством Рахманинова в Ивановке. Составителем Н. Н. Емельяновой привлечены архивные материалы, документы из собраний частных лиц, письма Рахманинова и людей, связанных с ним, выдержки из воспоминаний о нем, сведения из трудов различных: авторов. Все это, а также обширный и разнообразный  справочный   аппарат делает книгу хорошим пособием для библиотекаря.

    В творческой индивидуальности композитора нашли выражение национальные черты русской художественной культуры. Искусство Рахманинова стоит в одном ряду с творчеством Чехова и Бунина, театром Станиславского, живописью Левитана. Рахманинов — наследник и продолжатель лучших традиций русской классической музыки, воспреемник Рубинштейна и Чайковского, представитель эпохи Станиславского, Качалова, Собинова, Неждановой. Для понимания творчества Рахманинова необходимо представить окружавшую композитора музыкальную и художественно-артистическую среду, увидеть его связи с замечательными представителями искусства той эпохи. Например, дружбу с Шаляпиным Рахманинов называл «одним из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний» своей жизни. И Федор Иванович отмечал большое влияние, оказанное на него Рахманиновым (Ф. И. Шаляпин. Страницы из моей жизни. Т. I. М., 1957, с. 147, 150, 151. Маска и душа. Главы из книги, с. 320-322; там же: И. Шаляпина. Воспоминания об отце. С. В. Рахманинов, с. 609, 681). Начальный период их совместной работы отражен в воспоминаниях Е. Р. Винтер-Рожанской (Воспоминания О Рахманинове. В 2-х т. М., 1967). О посещении Рахманиновым и Шаляпиным Льва Николаевича Толстого интересно рассказано со слов самого Рахманинова (там же, т. 2. с. 229 — 230).

    Живая, непосредственная манера изложения, эмоциональность и искренность делают мемуарную литературу о Рахманинове благодарным материалом в различных формах массовой работы с читателем. Они помогают раскрыть музыкальные, литературные, художественные, вкусы композитора, его эстетические взгляды, воссоздать атмосферу интеллектуального и бытового окружения Рахманинова.

    Творческий облик композитора формировался в сложных условиях борьбы реалистического направления в искусстве со всеми проявлениями модернизма. Знаменательны слова, сказанные Рахманиновым в конце его творческого пути: «Я мало ценю тех, кто отказался от мелодии и гармонии ради погружения в оргию шума и диссонансов, являющихся самоцелью» (Письма, с. 555). Исторической миссии Рахманинова в развитии русского музыкального искусства, сущности Рахманинова как художника-реалиста, противостоящего современному западно-европейскому и американскому модернизму, посвящена статья Н. К. Метнера (Воспоминания о Рахманинове, т. 2). Картину общеисторического фона того времени, атмосферу предреволюционного пятилетия, обстановку дискуссии по общеэстетическим, политическим проблемам в различных слоях русской интеллигенции ярко рисует М. Шагинян в обширном очерке, посвященном Рахманинову и содержащем личные впечатления и воспоминания (там же).

    При организации выставки, обзора, беседы библиотекарю следует на первое место поставить документальную и мемуарную литературу, и именно те ее разделы, в которых освещаются вышеназванные темы.

    Сергей Васильевич Рахманинов отличался сдержанностью и скромностью. Ему претили шумиха, реклама, он избегал выступать с речами, редко давал интервью. Все его высказывания по общеэстетическим и музыкальным проблемам относятся ко второй половине жизни и очень немногочисленны. Поэтому для более глубокого изучения его взглядов на искусство, процесса создания тех или иных произведений большую ценность представляют письма (С. В. Рахманинов. Письма. М., 1955) и два приложения к ним — отрывки из интервью, данных за рубежом.  В то же  время для библиотекаря в организации массовых форм работы с читателем письма Рахманинова ценны тем, что дают возможность показать живые черты глубоко мыслящего, обаятельного человека чуткой души.

    Пропагандируя литературу о творчестве Рахманинова в индивидуальной беседе, в обзоре, библиотекарь должен учитывать общеобразовательный уровень читателя, его осведомленность в музыке, общеэстетическую подготовку. В распоряжении библиотекаря имеется литература разной степени доступности. Из книг, освещающих жизненный и творческий путь композитора, наиболее популярной является биографическая повесть П. Д. Важанова «Рахманинов» (М., 1966. 350 с.), изданная в серии «Жизнь замечательных людей». Сюда же можно отнести сравнительно короткий, предназначенный для юношества очерк жизни и творчества композитора: Василенко С. Сергей Васильевич Рахманинов (Л., 1961. 107 с.). Монография А. Д. Алексеева «С. В. Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность» (М., 1954. 240 с.) перегружена специальными музыковедческими терминами. Она может рекомендоваться только в справочных целях подготовленному читателю.

    Жизнь и формирование композитора хронологически до конца 1893 года прослеживает упоминавшаяся в начале статьи книга Н. Брянцевой «Детство и юность Сергея Рахманинова». Написанная музыковедом, она удачно сочетает в себе научность и доступность для любого читателя, интересующегося музыкой. Ее бесспорное преимущество перед большей частью литературы о Рахманинове в сравнительной новизне издания (1970 год) можно использовать при проведении беседы, обзора, подготовке  музыкально-литературного вечера. Подобный характер имеет и монография А. Соловцова «С. В. Рахманинов» (М., 1969), отличающаяся полнотой исследования творческого пути Рахманинова и основных его произведений. Книга снабжена библио- и нотографией. Как наиболее исчерпывающую работу ее можно рекомендовать подготовленному читателю.

    К этим изданиям примыкают повести Л. И. Борисова «Щедрый рыцарь. Цветы и слезы» (Л., 1964, 204с. с илл.). Написанные в художественной форме, они в то же время строго документальны в своей основе и квалифицированны в трактовке темы. Первая из них посвящена юности Рахманинова и написана в светлых, мажорных тонах. Молодой композитор щедро дарит людям свой талант, «радость и утешение, покой и надежды». Мы присутствуем при рождении первых произведений, оперы «Алеко» — дипломной работы оканчивавшего консерваторию Рахманинова. Повесть «Цветы и слезы» посвящена последним годам жизни Сергея Васильевича. На чужбине композитор занимался главным образом исполнительской деятельностью. Родник его вдохновения иссяк. Мучительно переживает он свое творческое бесплодие, духовное одиночество в равнодушной Америке. Все его помыслы обращены к России, освобождающей мир от фашизма. Основываясь на письмах и мемуарах, Борисов показывает, как Рахманинов не переставал чувствовать себя на западе представителем русской музыкальной культуры. Книга написана для юношества, но ее, особенно вторую повесть, можно рекомендовать и взрослому читателю, интересующемуся музыкой. Борисов выразительно, ярко и убедительно воссоздает внутренний мир музыканта, дает почувствовать, как возникает мелодия, как передаются в произведении композитора его мироощущение, философия, отношение к жизни. Повесть «Цветы и слезы» содержит интересные, доступно изложенные суждения о работе дирижера, о фортепьянном искусстве, о природе музыкальной одаренности. При организации музыкально-литературного вечера книгу Борисова можно использовать и для громкой читки, и как основу для инсценировки, и для литературно-музыкальной композиции.

    Литература, исследующая универсальную музыкальную одаренность Рахманинова — композитора, пианиста и дирижера, интерпретатора собственных произведений и произведений русской классики, может быть рекомендована только подготовленному читателю. Таков сборник статей «Рахманинов и русская опера» (Под ред. И. Ф. Бэлза. М., 1947). Статьи сборника посвящены оперному творчеству Рахманинова, его замыслам, исследованию различных этапов работы Рахманинова в области музыкального театра, сценической истории его опер, связям творчества Рахманинова с русской оперной классикой, анализу его опер, проблемам их сценического воплощения, дирижерской деятельности Рахманинова. Статьи носят сугубо музыковедческий характер.

    Более свободная манера изложения, хотя также специальная, свойственна известному музыкальному деятелю и теоретику В. Яковлеву. Его статья «Рахманинов и оперный театр» (Яковлев В. Избранные труды о музыке. Т. 2, с. 319) не только исследует тему, но дает широкое представление о том, как принимала музыкальная общественность оперное творчество Рахманинова, какую оценку ему давала критика того времени. Этот материал выборочно можно использовать в обзоре, беседе, при организации литературно-музыкального вечера. Сказанное относится и к книге Ю. Д. Энгеля «Глазами современника» (М., 1971). В ней библиотекарь найдет живые, своеобразные оценки различных сторон деятельности Рахманинова. Сборник статей и материалов «С. В. Рахманинов» под редакцией Т. Э. Цытович (М.-Л., 1947) может быть рекомендован только подготовленному читателю.

    Специальный характер носит и книга В. Брянцевой «Фортепьянные пьесы Рахманинова» (М., 1966. 207 с.), а также исследование Ю. Понизовкина «Рахманинов — пианист, интерпретатор собственных произведений», в котором автор задался целью по граммофонным записям определить особенности исполнения Рахманиновым отдельных фрагментов.

    Специфика пропаганды литературы о Рахманинове требует консультации специалиста, а в иных случаях и его непосредственного участия.

    Главное место в работе с читателем по данной теме займет музыкально-литературный вечер. Возможны темы: «Образы родной природы в музыке Рахманинова», «Вокальные произведения Рахманинова — жемчужина    русской    романсовой лирики», «2-й концерт для фортепьяно с оркестром си    минор — шедевр    мировой музыки», «Рахманинов — величайший пианист нашего времени». Вечер может состоять в основном из трех отделений: вступительное слово искусствоведа, в котором будет кратко прокомментирована тема вечера; прослушивание музыкальных записей; обмен мнениями и ответы на вопросы. Библиотекарь подберет литературный материал, используя   главным   образом первоисточники — документы,   письма, воспоминания. Так, по четвертой теме слушателям будет интересно представить облик живого Рахманинова. Яркий материал содержится в воспоминаниях скульптора С. Т. Коненкова  (Воспоминания   о   Рахманинове, т. 2, с. 246). О Рахманинове за роялем рассказывают А. В. Оссовский   (т.   1, с. 375 — 376), А. Б. Гольденвейзер (т. 1, с. 457 — 458). В воспоминаниях Ю. С. Никольского дается интересное сопоставление исполнительских индивидуальностей трех великих пианистов и среди них Рахманинова, а также приводится выразительный отзыв Артура Рубинштейна о Рахманинове-пианисте (т. 2, с. 53 — 55). Громкое чтение этих эмоциональных отрывков обогатит восприятие музыки и понимание исполнительского искусства Рахманинова. Великолепную по точности и содержательности оценку и описание игры Рахманинова дает Б. В. Асафьев (т. 2, с. 360-361).

    На вечере, посвященном вокальным произведениям композитора, уместно вспомнить, например, знаменитую историю «Белой сирени» в связи с романсом Рахманинова «Сирень» (т. 1, с. 356 — 359).

    По первой теме библиотекарь может использовать материал, содержащийся в книге «С. В. Рахманинов в Ивановке». Интересно было бы на таком вечере обменяться мнениями о том, какие произведения изобразительного искусства и литературы ассоциируются у слушателей с музыкой Рахманинова. О том, как Рахманинов создавал симфоническую поэму «Утес», о ее связи с рассказом Чехова «На пути» говорится в упомянутой книге Соловцова (с. 70 — 71). Интересны подмеченные автором параллели между симфонической поэмой Рахманинова «Остров мертвых» и картиной Левитана «Над вечным покоем», между поэмой-кантатой «Колокола» и стихотворением Э. По. Такой материал дает библиотекарю ключ к построению вечера на данную тему.

    Юбилей Рахманинова будут отмечать любители музыки во всем мире, и мы вправе гордиться вкладом русского композитора в сокровищницу мировой культуры. Библиотекари во многом помогут лучше узнать и лучше понять его творчество.

А. Пудалов


Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev