Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

1910.Певец интимных настроений(С. В. Рахманинов).Гр. Прокофьев.РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА.№ 6.

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАЗЕТА.1910.№ 6.

Гр. Прокофьев. 

Певец интимных настроений.

(С. В. Рахманинов).

Опыт характеристики.

(Продолжение).

  Ор. 10. «Morceaux de salon pour piano». Если сравнить эти вещи с фортепианными вещами Рахманинова, то сразу кидается в глаза их более непринужденное изложение и более виртуозный характер. По музыкальным достоинствам они, конечно, разноценны, причем к лучшим нужно отнести «Вальс», «Баркаролу» и «Мазурку», а к более слабым «Ноктюрн», «Мелодию», «Humoreske» и «Романс». В «Вальсе» особенно хороша первая, изящно изложенная половина, написанная с большими отзвуками из Чайковского. Несколько слабее среднее Allegro moderato, вносящее слишком томное настроение в кокетливый вальс. «Баркарола» очаровательна, как по своей звучности, так и по изяществу гармонии и мелодики. Колыхающиеся триоли и фигурации дают звукоподражательный фон, на котором звучит простая, но выразительная тема. «Мазурка» чрезвычайно эффектно написана и представляет большие технические трудности. Как во всех мазурках, написанных после бессмертных шопеновских, в ней слышно влияние польского гения, но по характеру музыки она бодрее, жизнерадостнее шопеновских. «Ноктюрн» несколько слащав, хотя тревожное и вместе безвольное настроение ночи выражено в нем ярко, а 2 – я тема, спокойная и ясная, отлично контрастирует с начальной темой. Мелодика «Мелодии» слишком бледна, чтобы сделать это произведение интересным. В «Humoreske» есть несомненная шутливость, и она довольно эффектно сделана, но все-таки её нельзя отнести к лучшим произведениям Рахманинова. Мне больше всего нравится trio – Andante, где сквозь спокойный ритм слышится что – то шутливое. «Романс» во всяком случае, не должен был бы носить этого названия, ибо романс по идеи должен иметь выпуклую мелодию, которой здесь нет. Тут встречается много красивых проходящих гармоний; да, пожалуй, есть много любопытного в смысле самостоятельности одновременно звучащих мелодий.

  6 пьес для фортепиано в 4 руки ор. 11. О существовании этого опуса мало кто знает; между тем при скудности оригинального 4 – ручного репертуара, эти пьесы – просто находка. 1 – ая из них, «Баркарола» (g – moll), должна быть названа прямо прекрасной, как по технике письма, так и по выдержанности настроения. Со стороны технической нужно отметить некоторые ловкие контрапункты (в партии secondo), идущие плавно по ступеням, и полную звучность, где «primo» и «secondo» сливаются в красивом целом, не заглушая друг друга. Во всей серии пьес чувствуется оркестровый замысел, что не мешает, конечно, им быть подлинно фортепианными. Таков, например, и замысел «Баркаролы». Рисунок её 2 – й темы (meno mosso) очень напоминает «Fuerzauber».  Та же аккордовая основа в партии «secondo», те же фигурации, на фоне которых звучит прелестный речитатив с энергичным настроением. Но это подражание только внешнее, только сходство рисунка; сама же «Баркарола» вполне оригинальна. Она полна элегического настроения в своей первой части, где проходит капризная минорная тема, во второй части настроение несколько оживленнее, а все целое изящно и очень красиво. «Скерцо» хочется назвать неудачно задуманным: здесь слишком много пауз и повторяющихся нот, так что слишком явно проступает оркестровый замысел автора. Заметно сильное влияние Чайковского. «Русская Песня» и особенно «Слава» отлично сработаны, прекрасно звучат, но чего – либо оригинального они не дают. Дело в том, что как красивее и ярче дать контрапунктические подголоски, - обязательное требование русской песни. Здесь он и дал много остроумного, красиво звучащего, но и только! «Вальс» очень изящен, хотя тема его не слишком богата. После первого её проведения наступает любопытное чередование 4 – х тактов медленных с несколькими тактами изящного «vivo», на фоне которого позже опять проводится тема вальса. «Романс» весь построен на хроматизме и безнадежно меланхоличен, даже тосклив. И в ритме его чувствуются вздохи, сопутствующие все время теме. Настроение безнадежной тоски ещё подчеркивается отсутствием яркой каденции, а самое заключение (прим. 11), хотя оно и красиво и оригинально, не оставляет впечатление законченности.

  «Каприччио на цыганские темы для оркестра» ор. 12 сродни «Испанскому» Р. – Корсакову или «Итальянскому» Чайковского, т. е. пьеса для оркестра виртуозного характера. Конечно, ему далеко до блеска «Испанского каприччио», но, в общем – это прекрасный этюд эффектной инструментовки. Укажу несколько удачных по оркестровке моментов. Красиво вступление, - tremolo литавр с pizzicato Celli и Bassi; на этом фоне проходят различные комбинации деревянных, а затем, разрастаясь постепенно, появляется известная плясовая цыганская тема, исполняемая флейтами и кларнетами на фоне струнных. «Marzia funebre» построен на этой же теме (!), переданной теперь струнным на основе деревянных духовых и барабана с тарелками. Очень воздушно звучит «L’istesso tempo», где мелодия передана маленькой флейтой с арфой и 1 – й скрипкой. Красиво звучит фразочка a capricco у кларнетов, переходящая во вторую тему (Allegro ma non troppo). В «Allegro scherzando» контрапунктируют обе темы, ярко звучащие и не убивающие одна другую. А дальше все нарастает звучность вплоть до грандиозного финального fortissimo.

  1 – я Симфония ор. 13. Не напечатана, хотя автор, по его словам, рассчитывает её пересмотреть и тогда она, быть может, увидит свет. По отзывам слышавших её отрывки в фортепианной передаче автора лиц, мнению которых можно довериться, в ней много красивого, да и сам автор, не склонный никогда преувеличивать достоинства своих сочинений, говорит, что в ней много удачного по музыке, но инструментована она, по его словам, более чем слабо, что и явилось причиной её неуспеха при исполнении в Петербурге. Больше она нигде не исполнялась. Главную роль в ней играют мотивы из обихода, на музыкальную красоту которых обратил внимание композитора покойный Ст. В. Смоленский. Под его же влиянием написан, видимо, духовный хор, также не напечатанный и, вероятно, в рукописи хранящийся в библиотеке Синодального хора.

  После 1 – й симфонии и её неудачи настал длинный перерыв в композиторской деятельности Рахманинова. Основываясь на словах самого Композитора, я считал, что романсы ор. 14 и хоры ор. 15 появились уже после возобновления творческой деятельности композитора. Это казалось мне более чем странным, ибо по манере письма их следовало отнести скорее к первому периоду его деятельности. Поэтому – то я и указывал вначале, что деление Рахманиновского творчества на периоды можно провести только приблизительно. Но уже после напечатания первых страниц очерка мне удалось узнать, что романсы ор. 14 и хоры ор. 15 написаны до продолжительного отдыха композитора, и, таким образом, делаются гораздо более ясными и законченными периоды творческой деятельности Рахманинова.

(Продолжение будет).

2010-06-08_Ra-9

 2010-06-08_Ra-10 

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev