Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

1986.Новые материалы о С.В. Рахманинове.1.Остромысленский И. Впечатления, воспоминания.Сов.музыка №7

Сов. музыка.1986.№7. 

НАСЛЕДИЕ

Новые материалы
О С. В. Рахманинове
 
Необходимо постоянно и настойчиво вести розыски документальных свидетельств и мемуаров, отражающих страницы жизни великих творцов. Важно всегда помнить справедливое утверждение Андрея Николаевича Лескова (сына писателя): «В жизни крупного человека, в воспоминаниях о нем нет незначительного, не заслуживающего ревнивого сбережения от тлена и забвения». В частности, поисковая работа не ослабевает в отношении всего, что касается наследия и личности Сергея Васильевича Рахманинова. Ниже публикуются неизвестные советскому читателю страницы воспоминаний, вносящие новые ценные штрихи в облик великого музыканта. Часть материалов выявлена нами в процессе изучения зарубежной прессы о Рахманинове. Таковы, воспоминания Ивана Ивановича Остромысленского (1880—1939), выдающегося русского ученого-химика, принадлежавшего к достаточно близкому окружению композитора, — они были опубликованы еще при жизни Сергея Васильевича. Впервые появилось за рубежом и сообщение русского врача А. В. Голицына. К нему, главным образом, обращался Рахманинов за медицинскими советами, ему выпала миссия облегчать страдания уже смертельно больного композитора.
Впервые публикуются воспоминания широко известной в свое время советской певицы, солистки Большого театра, профессора Московской консерватории Фаины Сергеевны Петровой (1896—1975). Ей посчастливилось не только многократно бывать на концертах Рахманинова и наслаждаться искусством этого «чародея звуков», но и работать под непосредственным руководством Рахманинова над рядом его романсов в годы пребывания певицы в США (1928—1933).
Читатель впервые познакомится также с воспоминаниями Александра Петровича Смирнова (р. 1900) — в прошлом певца Синодального хора. Как известно, этот коллектив под управлением Н. М. Данилина осуществил первое исполнение «Всенощного бдения» Рахманинова. Мемуарист стремится воссоздать творческую атмосферу, в которой протекала подготовка премьеры, вызвавшей всеобщее восхищение.

И. Остромысленский Впечатления, воспоминания

  Сергей Васильевич Рахманинов — прекрасный образец человека. Гениальный пианист, композитор и дирижер. Образцовый, любящий муж, безупречный отец и счастливый дедушка <...>

Совершенно напрасно многие из нас считают Сергея Васильевича суровым отшельником, каким-то анахоретом, замкнувшимся в свой талант. Замкнутость Сергея Васильевича — ни что другое, как скромность, суровая требовательность к самому себе и тонко развитое чувство меры. Несуществующую фигуру отшельника надо забыть. Натура Сергея Васильевича наполнена до краев здоровой жизнерадостностью. В нем много внимания и ласки к людям. Его юмор искрится и пенится, как шампанское в только что щелкнувшей бутылке, заражая всех окружающих. Угрюмым я его не видел ни разу. Правда, Сергей Васильевич часто утомляется и бывает огорчен или даже подавлен. Тогда мешки под его глазами становятся более скульптурными и резче выступает в правом углу рта так называемая складка горечи; много ли веселого в нашей эмигрантской жизни?

  У Сергея Васильевича абсолютный слух, и не только к таинствам звука. Он чувствует фальшь во всех ее формах, в какие бы красивые крендели и узоры она ни наряжалась: фальшь самой тонкой обольстительной лести, бездушной игры или ложного пафоса.

  В натуре Сергея Васильевича нет никаких «раздвоений» или «провалов», нет ничего ненормального, кроме разве скромности (и даже застенчивости), гипертрофически разросшейся, несмотря на его потрясающий мировой успех. Тридцать лет живет Рахманинов с друзьями своего детства и с их друзьями, его обожающими, но и до сих пор он не всегда решается упражняться на рояле или готовиться в их присутствии к очередному концерту. Подумайте только: он опасается побеспокоить их своей незатейливой игрой.

2010-05-30_rach 

В день празднования 40-летия творческой деятельности Сергея Васильевича Рахманинова в Нью-Йорке (публикуется впервые; архив Э. Гилельса)

Все свойственное цельному, совершенно здоровому человеку представлено в Рахманинове очень ярко, красиво и полно. Даже почерк. Сергей Васильевич выделяется своим исключительным изяществом. И в галерее величайших русских людей Сергей Васильевич занимает почетное место. Там, где Чайковский, там, где Чехов.

    Сергей Васильевич Рахманинов строг и требователен к самому себе. Он исключительно суров при оценке своих собственных достижений. Эта постоянная неудовлетворенность собой чрезвычайно характерна для всех действительно великих творцов и жрецов, которые призываются «к священной жертве», — творцов милостью божьей. И в то же время эта неудовлетворенность собой — тяжелая крестная мука. Я никогда не забуду одной своей беседы с Сергеем Васильевичем, состоявшейся после непринужденного ужина в интимном кругу его друзей и членов семьи. Взгляд его серых глаз вдруг как-то углубился, запрятался куда-то внутрь, прекратил связь с окружающей действительностью. И замелькали в этих замечательных глазах какие-то тревожные огоньки, полные отчаяния и муки.

— Только два концерта, Иван Иванович, удаются мне, только один или два концерта... Во всем моем «турне». Один или два. Ими и живу. Живу только воспоминанием об этой удаче. А все остальное... мука...

    Сергей Васильевич сидел, не шевелясь, в какой-то беспомощной, согнутой, казалось бы, очень неудобной позе, как будто застыл, а его невидящий взгляд смотрел куда-то сквозь стены. И нельзя было не почувствовать за него острой, обжигающей боли. А между тем передо мной сидел признанный всем миром колдун-чародей, великий творец, постигший все тайны рояля и ими в совершенстве овладевший. Еще недавно восхищенный им знаменитый музыкант сказал:

 — Этот человек все может. Он знает рояль, как чародей. Я не удивлюсь, если на наших глазах он спокойно, без усилий сложит рояль, превратив его в какой-нибудь маленький предмет, заберет этот предмет к себе под мышку и раскланяется с вами при его всегда приветливой, но сдержанной улыбке.

    Я познакомился с Сергеем Васильевичем Рахманиновым летом 1922 года, в той полосе его жизни, когда, по словам Пушкина, «пока не требует поэта...». Сергей Васильевич отдыхал тогда вместе с семьей и с друзьями детства у самого синего моря, точнее, у залива, в маленьком местечке, которое именовалось почему-то мысом саранчи, или кузнечика1. Сказать по совести, это было поганое местечко. Там было и сыро и жарко. Не могу припомнить кузнечиков — были ли они там, — но помню хорошо, что воздух этого местечка был переполнен комарами. Береговая почва месилась при ходьбе, как тесто, а местами переходила и в настоящее болото. Жгучее солнце разлагало водоросли и другие подарки моря, щедро выбрасывавшиеся на берег и затем успевавшие высохнуть и отчасти разложиться до нового прилива. Они искажали воздух. Очень даже легко было получить в этом местечке ревматизм, солнечный удар или хронический насморк.

Какие силы забросили и заставили прожить на этом мысе кузнечиков две русские семьи, семью Сомовых и семью Рахманиновых, да еще два лета подряд — трудно понять. Правда, я и сам с семьей как-то очутился в том же самом месте, но я был «гринхорн»2, только что приехавший в Америку.

    Есть, впрочем, у Рахманинова еще одна слабость (кроме его скромности), о которой я забыл упомянуть. Кажется, если я не ошибаюсь, — пусть простит мне тогда Сергей Васильевич, — он считает себя очень деловитым человеком, как бы вроде бизнесменом. Может быть, потому мы все и очутились два года подряд на мысе саранчи?   Вот и теперь Сергей Васильевич загляделся на нежную бирюзу Фирвальдштетского озера в Швейцарии. Очень понравилось: спокойная, тихая страна. Воздух чистый, горы высокие; наверху снег, а внизу тепло. Загляделся Сергей Васильевич и выбрал своей резиденцией красивый уголок: без соседей, весь в зелени. Даже, кажется, выстроил он там небольшой домик — пристань мирную. Все бы хорошо, да беда только в том, что в этом избранном местечке — как я слышал — никогда не прекращаются дожди. Льют и льют — не устают. И зимой, и осенью, и весной, и летом. Даже озера разглядеть не удается — какая уж там бирюза!

Нет высшей радости для Сергея Васильевиче, как услышать об успехах русского человека или встретиться с земляком, которому повезло, заслуги которого были наконец признаны и вполне оценены.

    Сергей Васильевич много помогает людям — и всегда молча. Вы не встретите его имени на столбцах газет в списках пожертвователей. Помогает он не только деньгами.

Я приехал в Нью-Йорк в феврале 1922 года, приглашенный «Юнайтед Стейтс Робер компани». Фактически я работал в центральной лаборатории, являвшейся как бы мозгом целого ряда заводов и фабрик, разбросанных по Америке. У меня был заключен годовой контракт. Не могу до сих пор понять, как это началось — что-то ускользнуло от моего внимания. Так или иначе, но в один прекрасный, как это принято говорить, день Сергей Васильевич стал дотошно расспрашивать меня о моей службе. Расспросы продолжались изо дня в день. Наконец он решил вмешаться в мою участь. Сергей Васильевич заявил мне, что я должен получать никак не меньше 12000 долларов в год (я получал только 7000). На других условиях я не смею подписывать никаких контрактов. Я был в ужасе. Сергей Васильевич стал проявлять все большую и большую настойчивость, а я упирался, сопротивлялся и робел. Я помню, несколько раз он вызывал по этому делу своего менеджера и куда-то ездил с ним, кажется, к президенту компании. А я все робел. Не могу без улыбки вспомнить, что были короткие полосы, когда я старался избегать встречи с Рахманиновым. Несмотря на мое сопротивление, и даже вопреки ему, я стал получать — в конечном итоге вмешательства Сергея Васильевича — вместо 7000 по 12000 долларов в год.

Если мне случалось выручать и помогать кому-нибудь в нашей русской колонии Нью-Йорка, то благодарить за эту помощь надо не меня, а Сергея Васильевича Рахманинова.

    Бывают иногда и на нашей русской улице праздники. Редко, но случается. В 1923 году в Нью-Йорк съехались артисты Художественного театра и Федор Иванович Шаляпин, а немного позднее туда же приехали и все наши «звезды»-художники: Коненков, Грабарь, Сомов, Захаров, Виноградов. Их всех можно было видеть, «трогать руками», с ними говорить. Вспоминается мне один из душных июльских вечеров 3. Мыс кузнечиков. В доме Рахманинова собрались Шаляпин, Москвин, Лужский и Ольга Леонардовна Книппер. Небольшая гостиная тотчас же разделилась на две половины — на «партер» и «сцену». Зрители первого ряда сидели по-турецки на полу. У рояля — Сергей Васильевич. Всю ночь напролет чудил и колдовал Федор Иванович Шаляпин и заворожил всех нас. Пошатываясь, он изображал, как-то чудесно выпуская и засасывая воздух одними углами рта, при зажатых губах, как пьянчужка мастеровой нажаривает на гармошке — получался действительно характерный для гармошки звук, — и как этот пьянчужка объясняется с постовым городовым недалеко от фатально неизбежного участка. Шаляпин пел, рассказывал анекдоты («С добрым утром, Рыголетто»), вспоминал парижскую жизнь. Он занимал и развлекал нас без передышки. Между прочим, он спел под аккомпанемент Рахманинова «Очи черные». Затем он рассказал, что как-то в Лондоне, еще в дни войны, толпы народа, ожидавшие высочайшего выезда, приняли его за короля. По какому-то недосмотру полиции он вместе со своим менеджером проезжал в это время по главной улице. Раздалось: «Гип! Гип! Урра!». Артист не растерялся. Недаром же ему приходилось петь и Бориса Годунова и Ивана Грозного.

  — Что же, думаю себе, вот мой народ. — И округлым неподражаемым жестом руки Шаляпин показывал нам, как он снял свой цилиндр и как королевски раскланялся с толпой и с правой и с левой стороны. — Мой народ! — и поклон направо. — Мой народ! — и поклон налево. Королевской мимики Шаляпина передавать не берусь.

  Артисты-художники, как и все гости, сидели молча. Только изредка некоторые из них подавали свои небольшие реплики. Как сейчас помню Ольгу Леонардовну Книппер, просидевшую в кресле всю ночь, почти не меняя позы; помню, что она, как и Москвин, как и все мы, впилась глазами в Шаляпина и что ее рот был долго открыт, как у любопытного, в восторге ребенка. Еще помню, что небольшая лохматая собачка Рахманинова — Пуф, с черными, выпуклыми, как большие шаровидные пуговицы, глазами, упала в обморок. Потрясенная, она лишилась чувств в тот самый момент, когда Шаляпин взял своим полным голосом высокую ноту. Пуфа картинно вынесли на шелковой подушечке.

  Мы разошлись только в шестом часу утра. Днем я снова увидел Рахманинова во время завтрака. Он был бледен. Характерные складки на его пергаментном лице надулись, как резиновые мешочки, и получили землистый налет. Мешки под глазами были будто раскрашены в иссиня-черный цвет. Однако его настроение оказалось бодрым.

  — Ну, скажите скорее, Иван Иванович, что произвело на вас самое сильное впечатление?

И, не дожидаясь моего ответа, выручая меня, — я не успел даже собраться с мыслями и открыть своего рта, — продолжал:

  — Я уверен, что «Очи черные», не сомневаюсь. Ведь как он вздохнул, подлец, как он всхлипнул: «Вы сгубили меня...» Вот, думаю, одарил тебя господь через меру... Нет, ну как он вздохнул...

Читатель, задумайтесь на минутку. Поставьте перед собой вопрос: легко ли живется человеку, который лишается сна от одного только музыкального вздоха, от незначительной по размеру музыкальной фразы, спетой нашим гениальным певцом? Перед вами необыкновенный человек — наш великий соотечественник Рахманинов. Пожалейте его: разве не страшно быть таким восприимчивым и чутким?

  Есть у Сергея Васильевича прелестная внучка Софинька, девочка пяти лет, дочка его старшей дочери Ирины и ныне покойного Петра Волконского. Большие черные глаза этой девочки полны жизни и детского задора. Уже проявились у нее музыкальность и тонкий слух. Часто поет она простенькие песенки под аккомпанемент дедушки.

  Крепко любит дедушка свою внучку. Если говорить по совести, то нельзя без завистливого чувства наблюдать, как он возится с нею. Да и Софинька любит своего дедушку, кажется, «больше всех на свете».

  Как-то раз Рахманинов, пользуясь отсутствием взрослых, сыграл на рояле одну из своих прелюдий. Раздался заключительный аккорд, и вдруг в его комнату неожиданно вкатывается маленький шарик — девочка, с протянутыми вперед ручонками. Натыкаясь на стулья и опрокидывая их, она подбегает к Сергею Васильевичу. Ее глазенки восторженно блестят: «Дедушка, дедушка, так хорошо ты еще никогда не играл».

  Вот она, высшая похвала в ее чистом виде, без всякой лигатуры и примесей. Без обольстительной лести, всегда покрывающей какой-нибудь расчет. Похвала, в которой никак нельзя усомниться. Похвала на устах ребенка, пришедшего в восторг. Это ли не высшая награда артисту?

  — А известно ли вам, что необходимо артисту для его успеха? — Похвала и еще раз похвала...

Эти слова были как-то вдумчиво и не без грусти обронены Сергеем Васильевичем на палубе корабля, в одной из бесед со мной.

И теперь Сергей Васильевич вспоминает восторг своей внучки, как одну из самых счастливых минут жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

К воспоминаниям И. И. Остромысленского
Опубликованы в Нью-Йорке в газете «Новое русское слово», 1932, 18 декабря. Печатаются с незначительными сокращениями, которые отмечены отточием в угловых скобках.
1 Рахманинов лишь два лета 1921 и 1923 годов отдыхал в Локуст-Пойнте, штат Нью-Джерси. Приезд Остромысленского в Нью-Йорк, по его утверждению, состоялся в феврале 1922 года. Следовательно, знакомство в Локуст-Пойнте относится к 1923-му.
2 «гринхорн» (greenharn) — «новичок» (англ.).

3 Описываемая встреча Рахманинова с артистами Московского Художественного театра в Локуст-Пойнте могла состояться до 7 июня 1923 года, так как в этот день коллектив уже уехал из Нью-Йорка на летние каникулы в Европу. 

 

Публикация, вступительная статья и примечания

3. Апетян

 

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev