Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

В.БАЕВСКИЙ. ТЕМЫ И ВАРИАЦИИ. Вопросы литературы. -1987.-№10.-С. 30-33,48-51.

В. БАЕВСКИЙ   

ТЕМЫ И ВАРИАЦИИ

ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА 

(отрывки)    

 С. 30-33

      Лишь самым общим и при­близительным образом мы представляем себе место ли­рики Пастернака в русской и мировой литературе. Особен­ность творчества Пастернака заключается в его неразрыв­ной связи с музыкой, изобра­зительным искусством, те­атром. В своих стихах поэт всегда шел от впечатлений самой жизни, от своих непосред­ственных переживаний и мыс­лей о ней, но искусство было частью его жизни. Поэтому надо восстанавливать не толь­ко историко-литературный, но и широкий историко-культур­ный контекст его творчества. Он рос в атмосфере художе­ственных интересов отца - академика живописи Л. О. Пастернака, до девятнадцатилетнего возраста не мыслил своего будущего вне профес­сиональных занятий музыкой - две его прелюдии и одночаст­ная соната (они сохранились) заслужили одобрение самого Скрябина, который увидел в них залог большого самостоя­тельного творческого будуще­го их автора,- профессиональ­но изучал философию. Искус­ство, философский ряд долж­ны учитываться в несравнен­но большей мере при изучении лирики Пастернака, чем боль­шинства других поэтов. Срав­нительно редко можно гово­рить о стихах без учета па­раллельных культурных рядов. Выставка «Москва - Париж. 1900-1930», широко воссоз­давшая художественную и культурную обстановку, в которой формировался поэт, стоит тол­стой монографии. Когда 12 августа 1931 года Пастернак в заботах об оформлении будущей книги избранной прозы писал С. М. Ачин­скому: «Обложку дайте, пожалуйста, простую, строгую, одноцвет­ную, без иллюстративных украшений, смещений или изломов»1,- он подчеркнуто порывал с опытом кубизма, супрематизма, художе­ственного фотомонтажа, коллажа, рекламы, господствовавшим в книжном оформлении и книжной графике 20-х годов, и шире - с эстетикой авангарда. Желание видеть себя изданным без внеш­них примет художественных течений своей молодости, первая ра­дикальная переработка ранних стихов из книг «Близнец в тучах» (1914) и «Поверх барьеров» (1917) в 1928 году, обновление темати­ки и стилистики во «Втором рождении» - явления одного и того же плана.

 

      Широкая сеть историко-культурных и историко-литературных притяжений и отталкиваний поэзии Пастернака недостаточно ис­следована как у нас, так и за рубежом. Современники иногда ви­дели ее место в цепи традиций, ее своеобразие лучше, чем мы сейчас. Замечательный знаток поэзии Иван Никанорович Розанов в «Русских лириках» (М., 1929), процитировав четыре стиха из «Степи», писал: «Эти строки достойны Тютчева. И недаром Пас­тернак одну из своих книг посвятил Лермонтову, а в другой целый цикл отвел Пушкину: культурная преемственность сочетается у него с полнотой творческого своеобразия. Такого ученика не по­стыдились бы и ваши классики» (стр. 131).

       В архиве Г. Г. Нейгауза, замечательного пианиста и педагога, близкого друга Пастернака, сохранилась следующая запись: «Вспо­минаю одно заседание в Доме Герцена в 1930 г., где были и лите­раторы и другие люди. Пастернак читал свои стихи с необыкно­венным подъемом, захватывающе, огненно, его голос гудел, как шквальный ветер в лесу. После было что-то вроде обсуждения. К Борису Леонидовичу и тогда уже относились весьма критиче­ски. Внезапно выступил один очень интеллигентный рабочий и сказал с досадой: «Ну что там рассуждать, хорошо это или плохо, верно или неверно, все вздор; Пастернак это вулкан, разве мож­но сказать Везувию: ты как-нибудь веди себя по-другому,- ведь ничего не выйдет - он дышит огнем - и все тут»2.

      Первым исследователем тем «Блок и Пастернак», «Маяковский и Пастернак» стал сам Пастернак в автобиографической прозе; его взаимоотношения с участниками футуристических групп освещены весьма подробно3; о его влиянии на молодую советскую; поэзию критики и сами поэты писали с начала 20-х годов. Но точ­ки сближения с эстетикой и практикой сюрреализма даже не зарегистрированы, из всех контактов с мировой литературой более или менее подробно освещена лишь рецепция Пастернаком творче­ства Гёте в Рильке, Ибсена и грузинских поэтов. Имеются продуктивные исследования музыкальной природы словесного искус­ства Пастернака, но не изучены его связи с живописью и театром4.

      Со времени смерти поэта прошло свыше четверти века, и за­дача широкого историко-сравнительного изучения его наследия выдвигается на передний план, представляется безотлагательной.

      История литературы многим обязана союзу «и». Работы типа, «Пушкин и Стерн», «Тютчев и Гейне», «Блок и Александр Добро­любов» составляют значительную часть всего репертуара литерату­роведческих исследований. На это даже сетуют, и не без оснований: «и» в таких случаях может значить все что угодно. От за­метки, регистрирующей мелкий биографический факт, до иссле­дований, ставящих задачу, скажем, исчерпать вопрос о личных и творческих взаимоотношениях Гёте и Жуковского; освещение гене­тических, типологических схождений, переводов, «влияний», «за­имствований»; наблюдения над философской природой творчества, поэтикой, стихосложением - все покрывается выносливым союзом «и». Имена двух писателей, которые он объединяет, образуют лишь минимальное звено историко-литературного процесса, место которому бывает не так-то легко определить.

      Поэтому, относясь со всем уважением к работам подобного рода, отмечая огромное приращение знаний, добытое ими (вряд ли есть литературовед, который бы избежал подобной тематики, и автор настоящих заметок принес ей посильную дань), иногда хо­чется видеть ряд имен сопоставляемых авторов продленным. Привлекают внимание исследования наподобие статьи Н. Д. Тамарченко «Достоевский, Мэтьюрин, Гюго»5, где изучаемый мотив приоб­ретает объемность в трехмерном освещении. Еще более сильный стереоскопический эффект возможен при дальнейшем продлении цепочки исторических наблюдений и сопоставлений, когда перед читателем разворачивается многофазовая традиция, от явлений со­временной литературы через произведения других эпох, других художественных стилей восходящая к фактам народно-поэтического сознания и творчества. Такого рода разысканиям посвящена значи­тельная часть настоящей работы.

      Изложение материала хочется предварить несколькими аксио­мами. Как и всякие аксиомы, они очевидны до тривиальности; тем не менее нелишне их сформулировать, чтобы в дальнейшем изба­виться от необходимости многократных повторений и объяснений.

      Художественное произведение всегда имеет за собой опреде­ленную традицию. Можно и нужно устанавливать, на какую имен­но традицию оно опирается, но само по себе наличие площади опоры в культуре прошлого сомнению не подлежит.

      Художественное произведение всегда привносит в культуру нечто новое. Можно и нужно исследовать качество, меру худо­жественного открытия, содержащегося в произведении, искать его специфику, но усомниться в наличии пусть маленького, но никог­да прежде не бывалого элемента в подлинно художественном про­изведении мы не можем. Историческое место произведения литера­туры во многом определяется тем, как соотносятся в нем тради­ционное и новаторское начала.

      Художественное произведение всегда связано со своим време­нем. Можно и нужно работать над выявлением этих связей, но са­мо их наличие предопределено и в доказательствах не нуждается; в значительной степени от него зависит историческое место про­изведения литературы, которое оказывается последним для своего времени звеном традиции, выкованным писателем, который в свою очередь сформирован культурной традицией и своим временем.

(...)

1 Б. Л. Пастернак, Письма к Г. Э. Сорокину. Публикация А. В. Лаврова, Е. В. Пастернак и Е. Б. Пастернака.- В кн.: «Ежегод­ник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1979 год», Л., 1981, с. 199.

2 ЦГАЛИ, 2775, 1, 16.

3 L. Fleishman, История «Центрифуги»; L. Tchertkov, К вопросу о литературной генеалогии Пастернака.- В кн.: «Boris Pasternak. 1890-1960», Paris, 1979.

4 И. В. Фоменко, Музыкальная композиция как черта роман­тического стиля (на примере творчества Пастернака 20-х годов).- В кн.: «Вопросы романтизма», вып. 2, Калинин, 1975; К. Р о m о г s k a, Themes and Variations in Pasternak's Poetics, Lisse, 1975.

5 См.: «Проблемы жанра в зарубежной литературе», Сверд­ловск, 1979.


 

С. 48-51. 

(...) 

Распространенное и живучее представление о случайности, не­объяснимости пастернаковских ассоциаций оправдывается далеко не всегда. Скорее справедливо обратное: с поразительной устойчи­востью через все творчество поэта проходят, в новых и новых вариа­циях, некоторые основные темы, образы, мотивы. В их появлениях есть закономерности, не видные невооруженному глазу, поэтому в каждом отдельном стихотворении они могут показаться необъясни­мыми; в масштабах же всего корпуса стихотворений, в многообра­зии отношений с «окружающей средой» они кажутся почти неиз­бежными.

      Таков ряд «синонимичных» в контексте лирики Пастернака об­разов маски, слепка, грима, бюста, надгробия.    

     

      В стихотворении «Елене» из книги «Сестра моя - жизнь» о любимой женщине говорится:

       Были дивны веки

       Царственные, гипсовые.

     

       «Царственные» - понятно, но «гипсовые» - странный эпитет в данном случае. С внешней стороны он как-то оправдан содержа­щимся в стихотворении намеком, сближением с Еленой Прекрасной, но внутренней необходимости здесь все равно не видно. Но в «Ве­сеннем дожде» из того же сборника читаем:

     

      Впервые луна эти цепи и трепет

      Платьев и власть восхищенных уст

      Гипсовою эпопеею лепит,

      Лепит никем не лепленный бюст.

     

       Эпитет «гипсовая» уже развернут в сложную цепь тропов, и стало понятно, что мир в разнообразии его подробностей предстает пред поэтом гипсовым слепком. Он становится монументальнее - но и призрачнее именно из-за монументальной обобщенности.

       Можно указать вероятный биографический источник образа гипсового слепка. Отец поэта, художник Л. О. Пастернак, был при­глашен (когда старшему сыну было четыре года) преподавателем фигурного класса московского Училища живописи, ваяния и зодче­ства. В фигурном классе учащиеся овладевали рисунком со слепков и с целых гипсовых фигур".31 При училище Л. О. Пастернак получил квартиру и мастерскую, и вот в этой атмосфере росли его сыновья, которым предстояло стать - одному поэтом, другому - архитекто­ром.

      В стихотворении «С полу, звездами облитого...» из следующей книги, «Темы и вариации» (которая отчасти складывалась парал­лельно «Сестре моей - жизни»), мелькает эпитет «лепное», отне­сенный к имени существительному «поле». Таким представляется ночной снежный пейзаж. Этот образ ничем не поддержан в дан­ном стихотворении и на первый взгляд кажется случайным и при­хотливым. Однако несколько далее, в стихотворении 1922 года «Ко­сых картин, летящих ливмя...», этот образ получает поддержку и развитие. Здесь говорится о том, что вселенная скрыта под маской, за которую можно проникнуть только в творческом порыве, в экс­тазе вдохновения, при полном напряжении чувств:

     

      Что в том, что на вселенной - маска?

       Что в том, что нет таких широт,

      Которым на зиму замазкой

      Зажать не вызвались бы рот?

      Но вещи рвут с себя личину,

      Теряют власть, роняют честь,

      Когда у них есть петь причины,

      Когда для ливня повод есть.

     

      Американская исследовательница Ольга Хьюз справедливо упо­добила такой непосредственный взгляд на мир мировосприятию дикаря или ребенка: для Пастернака в определенных отношениях ор­ганично и то и другое 32. Об этом далее.

      Произведения 1917-1922 годов - не первые, в которых мир представляется с внешней стороны, как гипсовая форма, маска, как слепок, глубоко под собой прячущие сущность. В самых ранних известных стихотворных набросках Пастернака, находящихся среди его студенческих записей, есть фрагменты, содержащие вполне отточенные мысли и образы такого рода.

     

      Но ты же знаешь: тело - только слепок

      Богов или боготворимых щепок...

     

      Я в мысль глухую о себе

      Ложусь как в гипсовую маску...

     

      Вот слепок. Горько разрешен

      Я этой думою о жизни.

      Мысль о себе как капюшон

      Чернеет по весне капризной...

     

       К последнему четверостишию - варианты, показывающие, как важно было молодому поэту точно выразить свои представления:

     

      Я слепком горько разрешен

      Как памятник протекшей жизни...

     

      Как тяжек мыслей капюшон

      Надгробием над беглой жизнью...

     

      Я этим изваяньем жизни...33

     

      Прежде «слепка» появились образы памятника, надгробия, из­ваяния. К ним мы еще вернемся. В маленьком альманахе «Лирика», изданном в 1913 году С. Бобровым, впервые увидели свет стихотво­рения Пастернака, и среди них - доработанный текст «Я в мысль глухую о себе...». Образ маски оказывается одним из самых необ­ходимых на протяжении всего первого десятилетия работы в поэ­зии, становления поэта.

      Последний раз он появляется в самом конце долгого творче­ского пути Пастернака, в книге «Когда разгуляется». Если бы мы не знали всего указанного выше, причудливым и капризным пока­зался бы нам ход ассоциаций в «После вьюги»:

     

      Я, наверно, неправ, я ошибся,

       Я ослеп, я лишился ума.

       Белой женщиной мертвой из гипса

       Наземь падает навзничь зима.

      Небо сверху любуется лепкой

      Мертвых, крепко придавленных век.

     

      Теперь же для нас здесь соединились накрепко гипсы Учили­ща живописи, ваяния и зодчества, образ человеческого тела как слепка богов, дивные, царственные, гипсовые веки Елены, «гипсо­вая эпопея», зимнее лепное поле - все, что накапливалось на про­тяжении молодости поэта в его жизни и стихах.

 (...)

 

31 См.: Л. О Пастернак, Записи разных лет, М., 1975, с. 56-60.

32 О. R. Hughes, The Poetic World of Boris Pasternak, Prinston Univ. Press, 1974, p. 48.

33 «Первые опыты Бориса Пастернака». Публикация Е. В. Пастернак. - В кн.: «Труды по знаковым системам», 4, Тарту, 1969, с. 240, 246.

 

 

 

 

     

 

Читальня

  1. Центральные газеты
  2. Старые газеты и журналы
  3. Популярные статьи
Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Деревня Ивановка. Музей С.В.Рахманинова.

Подробнее
О чем писали старые газеты

О чем писали старые газеты

Подробнее
История 1917 года

История 1917 года

Подробнее
Газета

Газета "Воля труда"

Подробнее
Газета

Газета "День"

Подробнее
Газета

Газета "Известия"

Подробнее
Журнал

Журнал "Книжный вестник" 1903 г.

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Красная звезда"

Подробнее
Журнал

Журнал "Крестьянка"

Подробнее

"Крестьянская газета"

Подробнее
«Литературная газета»

«Литературная газета»

Подробнее
Газета «Московская правда»

Газета «Московская правда»

Подробнее
Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Газета «Московские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Правда»

Газета «Правда»

Подробнее
Газета

Газета "Речь" 1917 г.

Подробнее
Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Газета «Русские ведомости» 1917 г.

Подробнее
Газета «Сибирская жизнь»

Газета «Сибирская жизнь»

Подробнее
Газета «Советская культура»

Газета «Советская культура»

Подробнее
Журнал «Советские профсоюзы»

Журнал «Советские профсоюзы»

Подробнее
Газета

Газета "Советская Россия"

Подробнее
Газета

Газета "Социалистическое земледелие"

Подробнее
Газета

Газета "Труд" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Утро" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Учительская газета"

Подробнее
Журнал

Журнал "Физкультура и спорт"

Подробнее
Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Церковные ведомости, 1907-1908 гг.

Подробнее
Балашовская газета

Балашовская газета

Подробнее
Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Бюллетень Тамбовского Городского Исполнительного Комитета

Подробнее
Газета

Газета "Большевик"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебская правда"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебский листок"

Подробнее
Газета

Газета "Борисоглебское эхо"

Подробнее
Газета

Газета "Братские речи" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "Вестник Временного правительства"

Подробнее
Газета

Газета "Голос Пахаря"

Подробнее
Газета

Газета "Дело Деревни" 1917 г.

Подробнее
Газета

Газета "За Коммунизм"

Подробнее
Газета

Газета "Заветы Ленина"

Подробнее
Газета

Газета "Заря коммунизма"

Подробнее
Газета

Газета "Земля и Воля",1917 год

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Балашов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Борисоглебск)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Козлов)

Подробнее
Газета

Газета "Известия"(г. Тамбов)

Подробнее
Газета

Газета "Колхозная правда"

Подробнее
Газета

Газета "Коммуна"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Коммунист"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомолец"

Подробнее
Газета

Газета "Комсомольское знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Ленинское Знамя"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой коммунар"

Подробнее
Газета

Газета "Молодой крестьянин".

Подробнее
Газета

Газета "Мучкапские новости"

Подробнее
Газета

Газета "Новая жизнь"

Подробнее
Газета

Газета "Республиканец"

Подробнее

Ещё...

В раздел  "Старые газеты и журналы"

next
prev