Село Шапкино
Сайт для тех, кому дороги села Шапкино, Варварино, Краснояровка, Степанищево Мучкапского р-на Тамбовской обл.

2010-04-02 Пасхальные традиции

автор: Газета «Вестник» 2 апреля 2010 г.

1270192123_0_9f02_cbc124f3_orig

Пасхальные традиции

Среди многих известных пасхальных традиций есть одна, пожалуй, самая распространённая – красить на Пасху яйца. Откуда она берёт начало? Церковное предание донесло до нас следующую историю: после Воскресения и Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Мария Магдалина пришла к кесарю Тиберию, правившему тогда Римской Империей, в состав которой входила и Иудея, где и происходили почти все события, описанные в Новом Завете.

В те времена при аудиенции у царя принято было приносить дар. Что могла принести женщина, раздавшая своё имущество и последовавшая за Христом? Она принесла яйцо. Но скромный дар этот содержал в себе особый смысл, ведь яйцо – древний символ начала жизни и возрождения.

Мария пришла к правителю с проповедью, поэтому, протянув ему свой дар, сказала: «Христос воскрес!» На что удивлённый император воскликнул: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мёртвых?! В это поверить также трудно, как и в то, что это белое яйцо может стать красным». И в ту же минуту это самое яйцо изменило свой цвет, – из белого стало красным. Поэтому красный цвет стал символом Пасхи, напоминая нам о пролитой на кресте крови, всё омывшей и преобразившей. И мы, вслед за святой равноапостольной Марией Магдалиной, одаривая пасхальным яичком, говорим: «Христос воскресе!»

Есть в России и ещё одна распространённая «традиция» – ходить на Пасху на кладбище, но, в отличие от первой, возникшая совсем недавно – всего несколько десятков лет назад. Но Церковный Устав исключает поминовение усопших не только в самый день Пасхи, но и во всю последующую неделю, именуемую Светлой седмицей, даже новопреставленных в эти дни не отпевают, – над ними вместо обычного Последования поётся Пасхальный канон. Почему? Потому что Пасха – торжество вечной жизни, упразднение смерти. Во всю Светлую седмицу в храмах открыты Царские Врата, символизируя распахнутые двери Царствия Небесного, а в Царствии Небесном – нет смерти. Откуда же тогда возникла эта «традиция»?

После революции 1917 года советская власть начала непримиримую борьбу с Церковью Христовой – закрывались храмы, верующие подвергались преследованиям. Для большинства верующих единственным местом, где можно было собраться вместе и помолиться на Пасху, были кладбища, при которых кое-где даже уцелели храмы. Не для поминовения усопших, и тем более не для того, чтобы выпить и поесть, ходили они на Пасху на кладбища. Трапеза и, тем более, выпивка на кладбище – традиция языческая и ничего, кроме огорчения, нашим усопшим она не приносит. Утешением для них является наша молитва, панихиды, отслуженные на их могилках, да ещё милостыня, за них раздаваемая. Всему своё время. И Церковный Устав отводит для этого особый день – второй вторник после Пасхи, именуемый Радоницей. В этот день православные приходят на кладбище к своим усопшим с пасхальной вестью, служат панихиды, молятся о них, веря, что у Бога все живы.

Есть предание, что один монах в Киево-Печерской Лавре на Пасху по долгу службы кадивший в пещерах, объятый пасхальной радостью и любовью к ближним, обратился к нетленно почивающим в них с пасхальной вестью: «Христос воскресе!» И вдруг, в гробовой тишине, ответно грянул мощный хор: «Воистину воскресе!»

 

Отец Иоанн,

настоятель храма Сергия Радонежского в р.п. Первомайском


Все новости