2010-04-02 Торжество жизни – Пасха Христова
Торжество жизни – Пасха Христова
Дорогие мои братья и сестры!
Для христиан Воскресение Христово не является, конечно, просто историческим фактом. Для них истина Воскресения Христа лежит в основе всего мировоззрения, является ключевым звеном во всей системе их жизнепонимания.
Нельзя не обратить внимания на состояние самих апостолов, повествующих в Евангелии о чуде Воскресения. Они нисколько не скрывают того, что во время Голгофских событий были убиты горем, раздавлены, ибо считали дело Христа с Его смертью бесславно, трагически провалившимся. После распятия Господа ими овладевает сильный страх: они боятся показаться среди людей, прячутся по окраинам города, сидят и трепещут в запертой горнице «страха ради иудейского». Они не только не ожидали чуда Воскресения, но даже и не помышляли о его возможности, хотя Спаситель неоднократно говорил о нем.
Непонимание и неверие – это две составляющие, которые и по сей день застят глаза людям. Из-за этого большинство не могут взглянуть прямо, открыто на воскресшего Спасителя.
Когда женщины-мироносицы приносят весть о том, что им явился воскресший Христос, они отказываются этому верить. Апостолы настойчиво отказываются признавать Воскресение. Чуть позже к ним приходят еще двое с тем же известием, но и им не поверили. Так что представший пред ними впоследствии сам Спаситель даже упрекает их за неверие. Вымышленная евангельская история Воскресения Христа, наверняка, умолчала бы об унизительных страхах и упорном, постыдном неверии. Скорее поспешила бы к веским доводам в пользу повествования.
Евангельская же история повествует о явлении Господа апостолам в подробностях. Эти «мелочи» в Евангелии заслуживают самого пристального нашего внимания. Являясь ученикам в Иерусалимской горнице, Христос просит у них… еды. «Есть ли у вас какая пища?» - они подали Ему… и взяв, ел пред ними, являясь Марии Магдалине. Она не узнает Его, а принимает за садовника. И лишь после оклика: «Мария», она с радостью бросается к Его ногам. Является ученикам на Тивериадском озере, приглашает их утолить голод. «Придите, обедайте», - говорит им как будто и не умиравший на кресте Спаситель и ни слова не произносит о Своем тридневном восстании из мертвых.
Не триумфальное шествие, не всеобщее ликование, не безудержные восторги, не пение и рукоплескание сопровождали победу над злом, а тихие, уединенные встречи Победителя с немногими учениками. Это удивительно!
К месту напомнить о том, как на Пасху вереницы людей тянутся на кладбище к усопшим родственникам на могилы. И хотя этот обычай в светлое Христово Воскресение идти на кладбище утвердился в советское время и ничего общего с православной традицией не имеет, знаменательно другое. Почему-то люди нецерковные стремятся помянуть своих усопших родных именно в дни христианского празднования победы над смертью. Им хочется верить, что родные люди не ушли навсегда. Что они, хотя и по-другому, но живы, и с ними можно душой побывать вместе.
Не это ли плоды веры, которые в нас посеяло христианство? Не это ли чувственное, сердечное понимание Пасхи? Да, именно это внутреннее неистребимое чувство бессмертия человеческой личности сильнее любого скептицизма. Поэтому вопрос о той жизни, которая является вечной и которую мы празднуем, отмечая Пасху – Воскресение Христово, особенно близок для нас, он касается не просто нашего ума, но, может быть, в большей степени нашего сердца.
Воскресший тридневно Господь и теперь, как тогда, продолжает являться в день Святой Пасхи к тем, кто не сомневается в истинности всего того, что написано в Святом Евангелии с теми немногими, кто благоговейно хранит вечные глаголы книги сей. Он и теперь, как тогда, на берегах Тивериадского озера, ведет свою уединенную живительную и радующую душу Пасхальную беседу в дни торжества Своей вселенской победы над злом.
Записала Г. МАЛИНА.